Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Атеизм

К оглавлению

И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя не признанные церковью христианские книги, мы убедились в
том, что единого, стройного христианского учения никогда не существовало,
что христиане непрерывно спорили друг с другом по вопросам догматики, этики,
обрядности и даже по отдельным "фактам биографии" Иисуса.
Подводя итоги, можно выделить несколько наиболее важных для христиан
вопросов, по которым существовали серьезные расхождения. Прежде всего, это
относится к образу самого основателя нового учения. Он почитался одними (и
притом самыми ранними) группами христиан как пророк, другими - как
богочеловек, третьими - как предвечно существующий логос. Знаменательны и
расхождения между разными группами христиан по вопросу о сущности царства
божия. У первых христиан, как это видно из речения об изобилии, приведенного
у Папия, из папирусного логия о воскресении мертвых, из Откровения Иоанна,
существовало убеждение в том, что второе пришествие близко и, когда оно
свершится, на земле установится царство добра и справедливости. В наиболее
раннем из новозаветных евангелий, Евангелии от Марка, представление о
вознаграждении на земле еще сохраняется. Но затем "царство божие" заменяется
"царствием небесным" (Евангелие от Матфея), появляются первые описания
потустороннего рая и ада (Апокалипсис Петра). Гностики идут еще дальше: они
вообще отвергают идею воздаяния. Царство божие для них "вне и внутри"
человека, а единственно возможное спасение - слияние индивида с этим
духовным царством. Подобные гностические идеи получили отражение и в Новом
завете. В Евангелии от Иоанна содержится знаменательная фраза: "Царство мое
не от мира сего" (18: 36).
По-разному решали христиане I-IV вв. и проблему отношений с окружающим
миром, вопросы этики. Здесь диапазон расхождений был особенно широк - от
крайнего аскетизма ряда христианских групп (монтанисты, сторонники Маркиона
и др.) до моральной распущенности некоторых последователей гностических
учений. Частью христианской этики выступало отношение к бедности и
богатству. Отрицательное отношение к богатству, выраженное в Евангелии
евреев, Учении двенадцати апостолов (Дидахе), некоторых ранних речениях,
дошедших до нас в хенобоскионском Евангелии Фомы, сменяется со временем
требованием благотворительности, учением о взаимной необходимости бедных и
богатых (четко обоснованным в "Пастыре" Гермы), а в произведениях более
поздних церковных писателей (например, у Иринея) и прямым оправданием
существования богатства. В произведениях Нового завета отношение к богатству
различно, но самым существенным в них является то, что бедные - богатые
всего лишь одна из антитез окружающего христиан общества наряду с
благополучными - несчастными, здоровыми - калеками и т. п. Социальный аспект
не выделяется большинством авторов новозаветных книг: нищие и больные для
них равнозначны. Для гностиков бедность и богатство выступали как часть еще
более общего мирового разделения на противоположности, включавшего и
разделение на мужское и женское, левое и правое. Реальные социальные
противоречия воспринимались гностиками сквозь призму их отвлеченных
построений и вневременной сущности космоса и человека.
Разумеется, расхождения между отдельными христианскими группами не
исчерпывались вышеприведенными вопросами. Мы отметили только наиболее
существенные линии этих расхождений.
Для создания правильного представления о ранней истории христианства
важно иметь в виду, что, хотя среди сторонников новой религии шла
непрерывная борьба различных направлений, четкого разграничения между ними
не было. Эти направления взаимопроникали и влияли друг на друга. Христиане
имели возможность читать произведения, созданные в самых разных христианских
общинах. Такое положение существовало вплоть до выработки победившей
ортодоксальной церковью списка "отрешенных" книг. Именно поэтому в
произведениях Нового завета можно увидеть и следы влияния
иудео-христианства, и идеи - гностиков. Во II-III вв. защитники
христианства, его идеологи и богословы использовали всю эту литературу в
своих сочинениях, не только споря с ней, но и ссылаясь на ее авторитет.
Достаточно вспомнить Юстина, причисленного церковью к лику святых, который
ссылался на рассказ Петра о суде и казни Иисуса. Апокрифические писания
содержат христианскую традицию, которая не переставала развиваться и
меняться на протяжении трех первых веков существования новой религии. Эта
традиция отражала взгляды, интересы, чаяния разных слоев общества, среди
которых распространялось христианское учение. Она впитывала в себя самые
различные, часто противоречивые, черты иудейского мессианизма, восточных,
особенно египетских, культов, греко-римской идеалистической философии.
Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный
выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное
общество и античная идеология. Обилие же направлений в раннем христианстве,
острота споров между их приверженцами свидетельствуют о том, что ни одно из
этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей населения
Римской империи. Ортодоксальная церковь победила потому, что она сумела
приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже
оправдать его) и получить в конце концов поддержку государственной власти.
Но эта победа не была полной: на протяжении всего средневековья в
разнообразных религиозных движениях, которые церковь называла еретическими,
продолжали развиваться идеи, высказанные отдельными христианскими группами
во II-III вв.
Изучение писаний, которые церковь называет тайными и подложными, но
которые на самом деле почитались в начале нашей эры значительным числом
верующих-христиан, позволяет восстановить подлинную историю раннего
христианства, понять, как создавались его "священные" книги.


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Август Гай Юлий Цезарь Октавиан - римский император (27 до н. э.- 14 н.
э.)
Авель - сын Адама (библейск.)
Агапий - христианский епископ в Египте (X в.)
Адам - первый человек (библейск.)
Адриан - римский император (117-138)
Александр Македонский - царь Македонии, крупнейший полководец древности
(336-323 до н. э.)
Амусин И. Д. - советский историк
Ангра-Манью - божество в иранской мифологии
Андрей - апостол
Анна - по христианской легенде, мать девы Марии
Антонин Пий - римский император (138-161)
Антонины - династия римских императоров (98-192)
Аполлон - бог в древнегреческой мифологии
Артемида - богиня в древнегреческой мифологии
Атум - бог в древнеегипетской мифологии
Ахура-Мазда - божество в иранской мифологии

Бар-Кохба (Симон бен Косеба) - предводитель антиримского восстания в
Иудее (132-135)

Валаам - христианский деятель, упоминаемый в Откровении упоминаемый в
Откровении Иоанна
Валак - христианский деятель, Иоанна
Валентин - христианин-гностик (II в.)
Варнава - спутник апостола Павла
Варфоломей - апостол
Василид - христианин-гностик (II в.)
Виктор - римский епископ (II в.)
Виппер Р. Ю. (1859-1954) - советский историк, академик

Гавриил - архангел (библейск.)
Гай - адресат Третьего послания Иоанна
Геракл - герой древнегреческой мифологии
Герма - автор христианского сочинения "Пастырь" (II в.)
Гермес - божество в древнегреческой мифологии
Гермес Трисмегист (Триждывеличайший)
Геродот - древнегреческий историк (V в. до н. э.)
Гракх Тиберий Семпроний - римский народный трибун (II в. до н. э.)

Давид - иудейский царь (конец XI в.-первая половина X в. до н. э.)
Деметра - богиня в древнегреческой мифологии
Диатреф - христианин, упомянутый в Третьем послании Иоанна
Дионис - божество в древнегреческой мифологии
Дионисий - основатель религиозного союза в Филадельфии (I в. до н. э.)
Домициан - римский император (81-96)
Древс А. (1865-1935) - немецкий философ-идеалист, историк раннего
христианства

Ева - первая женщина (библейск.)
Евгемер - греческий писатель (III в. до н. э.)
Евсевий - епископ кесарийский, автор "Церковной истории" (IV в.)
Евсевий - епископ никомедийский (IV в.)
Елена - спутница Симона Мага
Епифаний - христианский епископ и писатель (IV в.)

Жебелев С. А. (1867-1941) - советский историк, академик

Зевс - божество в древнегреческой мифологии

Иаков - апостол
Иаков - брат Иисуса
Игнатий - христианский деятель II в.
Иезавель - пророчица
Иероним - христианский писатель, один из "отцов церкви"
Иисус Христос
Иисус - христианин, прозванный Юстом (упомянут в посланиях Павла)
Иоахим - по христианской легенде, отец девы Марии
Иоанн - апостол
Иоанн Креститель
Иосиф - согласно христианской легенде, муж девы Марии
Иосия - брат Иисуса
Иосия, прозванный Варнавой, упомянут в Деяниях апостолов
Ириней - христианский епископ и писатель (II в.)
Ирод Антипа - правитель (тетрарх) Галилеи (I в.)
Исида - богиня в древнеегипетской мифологии
Иуда - апостол
Иуда - брат Иисуса
Иуда Искариот

Каин - сын Адама, убивший своего брата Авеля (библейск.)
Карпократ - христианин-гностик (II в.)
Кибела - малоазийское божество
Клавдий - римский император (41-54)
Климент Александрийский - христианский писатель (конец II в.- начало
III в.)
Климент Римский - легендарный римский епископ
Ковалев С. И. (1886-1960) - советский историк
Коммод - римский император (180-192)
Константин - римский император (306-337)
Косидовский 3. - польский писатель
Крывелев И. А. - советский историк
Кубланов М. М. - советский историк

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) - великий основатель
Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства,
гениальный мыслитель-материалист и атеист, продолжатель учения К. Маркса и
Ф. Энгельса, вождь и учитель мирового пролетариата и международного
коммунистического движения
Ленцман Я. А. - советский историк
Лука - евангелист
Лукиан - писатель-сатирик (II в.)

Максимилла - пророчица
Мария - по христианской легенде, мать Иисуса
Мария Магдалина
Марк - евангелист
Марк - племянник Варнавы, упомянутый в посланиях Павла
Марк Аврелий - римский император (161-180)
Маркион - христианский деятель (II в.)
Матерн - предводитель восстания в Галлии во II в.
Матфей - апостол
Минуций Феликс - один из защитников христианства (конец II в.-начало
III в.)
Митра - божество в иранской мифологии
Монтан - христианский проповедник (конец II в.)
Муратори Лудовико - итальянский исследователь (1652-1750)

Нерон - римский император (54-68)
Никодим - евангельский персонаж

Ориген - христианский писатель (II-III в.)

Павел - апостол
Пантера - римский солдат, упоминаемый Цельсом
Папий - христианский писатель (первая половина II в.)
Перегрин - философ-киник, описанный Лукианом
Петр - апостол
Пий - римский епископ (II в.) - 21, 108
Плиний Младший - римский государственный деятель и писатель (конец I
в.-начало II в.)
Плиний Старший - римский ученый (I в. н. э.)
Плутарх - древнегреческий философ-моралист и писатель (ок. 46-ок. 126)
Понтий Пилат - прокуратор Иудеи (I в.)
Посейдон - божество древнегреческой мифологии
Приап - божество в древнегреческой мифологии
Присцилла - пророчица
Пта - бог в древнеегипетской мифологии

Ранович А. Б. (1885-1948) - советский историк
Робертсон А. - английский историк

Саллюстий - римский историк (I в. до н. э.)
Саломея - по христианской легенде, последовательница Иисуса
Светоний - римский историк (I-II в.)
Сенека - римский философ-стоик (I в.)
Серапион - христианский епископ в Сирии (ок. 200 г.)
Сильван - божество в древнеримской мифологии
Симон - брат Иисуса
Симон - персонаж христианской легенды о распятии Иисуса
Симон Маг - проповедник, основатель одной из гностических групп (I-II
в.)
Старкова К. Б. - советский историк
Сотер - руководитель римских христиан (конец II в.)

Татиан - христианский писатель (II в.)
Тацит Публий Корнелий - римский историк (ок. 55-ок. 120)
Тертуллиан - христианский писатель (ок. 160-ок. 222)
Тиберий - римский император (14-37)
Тимофей - адресат двух посланий Павла
Тот - божество в древнеегипетской мифологии
Траян - римский император (98-117)
Трофимова М. К. - советский историк

Февд - пророк в Иудее (I в. н. э.)
Феодорит - христианский епископ (V в.)
Феофил - христианин, упоминаемый в Евангелии от Луки
Филимон - адресат послания Павла
Филипп - апостол
Филон Александрийский - иудейский философ (I в.)
Флавий Иосиф - иудейский историк (I в. н. э.)
Фома - апостол

Цезарь Гай Юлий - римский политический деятель и полководец (I в. до и.
э.) -36, 40
Цельс - писатель (II в.), противник христиан

Штаерман Е. М. - советский историк

Энгельс Фридрих (1820-1895) - великий вождь и учитель пролетариата,
сподвижник и друг К. Маркса, один из основоположников марксизма
Эпиктет - римский философ-стоик (II в.)

Юлии-Клавдии - династия римских императоров (14-68)
Юлия - христианка, упомянутая в посланиях Павла
Юния - родственница апостола Павла
Юпитер - божество в древнеримской мифологии
Юстин - христианский писатель II в.
Юстиниан - византийский император (527-565)

Яхве - иудейский бог
 

Источник: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz