Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Христос учил людей терпеливо переносить страдания. Что же плохого в этом учении?
Иногда мы говорим о ком-нибудь, что он с большим мужеством и самообладанием пережил тяжелые страдания, вынес лишения. В этих словах слышится не только похвала, но даже восхищение нравственным обликом человека. Иногда же люди не только без уважения, но с презрением отзываются о каком-нибудь не в меру терпеливом человеке, говоря, что он терпелив, как раб. Очевидно, решить, хорошим или плохим свойством является терпеливость, не так просто.

Хорошо известно, что Карл Маркс на протяжении всей своей жизни сталкивался с большими жизненными трудностями. Он был крупнейшим экономистом своего времени и мог получить хорошо оплачиваемую должность в банке или коммерческом предприятии. Однако он предпочитал терпеть лишения, чтобы все силы отдавать изучению общественных закономерностей, знание которых вооружило бы людей на борьбу за переустройство общества, за освобождение человечества от нищеты, голода и других страданий. Созданная Марксом научная теория стала важным орудием в построении социализма и коммунизма.

В одной из хирургических клиник Москвы была проведена очень тяжелая операция, при которой оказалось невозможным применить обезболивающие средства. Операция прошла удачно. Ведущий хирург клиники с большой теплотой отозвался о пациенте, не издавшем ни одного стона. «Его умение терпеливо переносить боль,— сказал он,— помогло нам успешно закончить операцию». Конечно, и здесь наше уважение вызывает не сам факт страдания. Нас восхищает в этом человеке выносливость, и притом выносливость осмысленная, целью которой было облегчить работу врачей.

Сам же факт страдания, порожденного болезнью или социальной несправедливостью, вызывает у всех разумных и гуманных людей глубокое отвращение, ибо страдания калечат душу, мешают человеку работать, радоваться жизни, мешают его духовному и физическому развитию.

Всей душой ненавидел страдания В. И. Ленин. Это, как подчеркивал в своих воспоминаниях М. Горький, было одной из наиболее примечательных черт характера Владимира Ильича.

Нетрудно понять, в каких случаях мы рассматриваем терпение и терпеливость как отрицательную черту в характере и поведении человека. Это происходит тогда, когда, терпеливо перенося телесные недуги, всевозможные лишения, оскорбления, несправедливость, эксплуатацию и т. д., человек причиняет этим вред не только себе и своим близким, но и обществу в целом. Представьте себе человека, который, терпеливо перенося боль, не обращается своевременно к врачу. Этим он может довести болезнь до рокового исхода. Еще более ужасно, если подобного рода терпение он пытается внушить своим близким.

Допустим теперь, что речь идет не о физических недугах, а о том, что человек или целая группа людей с покорным терпением трудятся на своих эксплуататоров, перенося нищету, голод, холод и лишения, и при этом не предпринимают никаких попыток изменить существующий порядок вещей. Выгоду из такого терпения извлекают те, кто пользуется плодами чужого труда,— эксплуататоры, тунеядцы, составляющие меньшинство общества; трудящемуся же большинству оно приносит только вред. Поэтому уважать такое терпение и тем более восхищаться им нет никаких оснований.

А ведь именно это проповедует христианская религия. Более того, христианские священники и проповедники внушают верующим мысль, что человек должен не только терпеливо переносить все страдания, но любить их, должен стремиться к страданиям даже тогда, когда никаких необходимых поводов для страдания и лишения нет. Ссылаясь на евангелие, в котором говорится:

«Блаженны плачущие», они на все лады повторяют: «Христос терпел и нам велел».

Умение терпеливо переносить страдания и лишения, покорность перед лицом слепых стихийных сил и социальной несправедливости христианская мораль считает высшей добродетелью. Это всегда противоречило интересам трудящихся, это неприемлемо для тех, кто видит смысл своей жизни в борьбе за построение коммунистического общества, за избавление человечества от социальных страданий.

В нашем обществе моральный кодекс требует нетерпимого отношения ко всем проявлениям эгоизма, бюрократизма и равнодушия к судьбе других людей. Сторонники научного атеизма, отдавая должное тем, кто умеет мужественно переносить лишения и трудности для блага общества, считают, что проповедь христианского терпения и любви к страданиям может принести только вред как отдельным верующим, так и обществу в целом.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz