Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Разве религия не учит уважать людей?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте подумаем над тем, что значит уважать человека и кто в нашем обществе больше всего достоин уважения. Когда мы говорим, что того или иного человека уважают, это значит, что другие люди чутко прислушиваются к его мнению, относятся к нему предупредительно, внимательно, стараются сделать все, чтобы помочь этому человеку в том или ином деле.

Не все люди в одинаковой мере достойны такого уважения. Если человек ведет себя легкомысленно, не заботится о судьбе других людей, пренебрежительно относится к общему делу и думает прежде всего о личной выгоде, то он недостоин уважения. Мы уважаем рабочих, выпускающих промышленную продукцию, необходимую для удовлетворения нужд страны; мы уважаем колхозников, обеспечивающих нас продуктами питания; ученых, проложивших дорогу в космос; солдат и офицеров, стоящих на страже Родины. Нашего уважения достойны женщины, растящие молодое поколение советских граждан. Его достойны артисты и писатели, отдающие свой талант народу; выдающиеся борцы за мир и простые люди, готовые, если понадобится, отдать все свои силы для защиты Родины, для счастья и мирного процветания человечества.

Учит ли религия с уважением относиться именно к таким людям? Для того чтобы у вас не было никаких сомнений, мы приведем слова одного из видных проповедников. Вот что он писал несколько лет тому назад:

«Каков бы ни был человек и какое бы положение он ни занимал в этом мире, если его сердце ищет Христа, Христос протянет ему свою руку, хотя бы это был самый презренный мытарь и самый великий грешник! И наоборот, если сердце человека не желает Христа, то Христос пройдет мимо него, хотя бы он был самый уважаемый человек в мире». Напомним, что мытарями в Древней Палестине называли сборщиков налогов и податей, отличавшихся жадностью и продажностью. Простые, бедные люди, которых мытари обирали до последней нитки, презирали и ненавидели их. И вот этот христианский проповедник утверждает, что любой грешник, совершивший самое ужасное преступление, и любой мытарь, презираемый всем обществом, если только они верят в бога, более достойны уважения, чем граждане, работающие на благо общества и ведущие безупречную жизнь, но не верящие в бога!

И это не личное мнение одного проповедника. В Библии можно найти немало мест и примеров, подтверждающих, что самый ужасный преступник, братоубийца и т. д. может рассчитывать на расположение бога, если только сумеет как следует ему угодить.

Мы видим, таким образом, что религия вообще и христианство в частности пренебрежительно относятся как раз к таким нравственным качествам человека, к таким действиям и поступкам, которые наиболее уважаются в нашем обществе. Сознательный советский гражданин с презрением отворачивается от лентяев, тунеядцев, злостных нарушителей советских законов, предателей Родины и т. д. Наша мораль не отказывает в уважении человеку, совершившему дурной поступок, но искупившему свою вину перед обществом. Для того чтобы вновь завоевать уважение своих товарищей, человек, нарушивший нормы нашей морали, должен делами, и прежде всего трудом, доказать, что он осуждает свое прошлое и никогда больше к нему не вернется.

Подлинное глубокое уважение человек может заслужить только делами на благо общества, на благо людей. Поэтому приходится признать, что религия совсем не учит уважать тех людей, кто действительно достоин уважения. Оценивая человека не по его отношению к окружающим, а по вере в бога, религия безнадежно запутывает вопрос и дает возможность проходимцам и вредным для общества людям прикрываться туманными фразами о боге и оставаться при этом тунеядцами и преступниками.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz