Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Почему атеисты выступают против бога? Разве страх перед господом не укрепляет нравственность и порядок?
Нередко верующие люди, говоря о некоторых отрицательных явлениях в нашей жизни, заявляют, что все это, дескать, оттого, что нынче «бога забыли», никто не чувствует страха перед ним. А отсюда, мол, и полная свобода: делай что хочешь, поступай как знаешь...

Подобные рассуждения строятся на убеждении, что нравственность и порядок могут держаться только на страхе и никак иначе. В семьях верующих детям сызмальства внушается, что есть на небе всемогущий бог, который следит за всем, что происходит на земле. Он все видит, все знает и никому не прощает прегрешений, жестоко карая за них. Так и входит в жизнь человека страх, страх перед карающей десницей божьей, сдерживающий людей от дурных поступков, и прежде всего от нарушения заповедей господних и предписаний церкви. Есть немало верующих, которых только страх удерживает в лоне религии. Не случайно выдающийся французский философ-материалист XVIII века Дени Дидро писал: «Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру».

Но многого ли стоят нравственность и порядок, основанные на страхе? Ведь получается, что люди следуют нравственным принципам, тем или иным правилам поведения не по внутреннему убеждению, а из-за страха. Они могут считать несправедливыми те или иные установления, но подчиняться им только из-за боязни не угодить всевышнему и навлечь на себя его гнев. Ни о какой сознательности и речи быть не может. Но церковь это никогда и не интересовало. Она любой ценой добивалась беспрекословного подчинения верующих, мало заботясь о том, чтобы они воспринимали ее «истины» «не за страх, а за совесть».

Страх помогал церкви держать людей в повиновении, заставлять их смиряться с несправедливыми социальными порядками, с жестокой эксплуатацией в классово антагонистическом обществе. Религиозные проповедники убеждали своих пасомых в том, что существующие на земле порядки установлены самим господом и никому не дано их изменить. А те, кто попытается их нарушить, неизбежно примут на себя гнев и жестокие кары божьи. Церковники рисовали перед верующими страшные картины адских мучений, вселявшие ужас в темных, забитых людей. И все это помогало власть имущим, чьи устои защищала церковь, держать народ в узде, подвергая его чудовищной эксплуатации.

Чем, как не попранием разума, является требование слепо воспринимать то, что внушает церковь под страхом наказания! Ведь в этом случае даже не ставится вопрос об убеждениях людей, которые никакого значения, с точки зрения церкви, не имеют. Вера, и только вера, в то, что проповедуется от имени бога,— вот чего всегда требовало от людей духовенство.

Правда, страх никогда не был надежным средством для удержания людей от тех или иных нежелательных поступков. Причины нравственного поведения в конечном счете были основаны на понимании человеком, что же в действительности, по существу, нравственно, а что безнравственно. Нельзя не согласиться с мнением азербайджанского просветителя, философа-материалиста прошлого столетия М. Ахундова, который писал: «Нелепый страх адского огня и нелепая надежда на райское наслаждение отнюдь не могут служить причинами к воздержанию от преступлений. Признать же этот страх и эту надежду причинами добродетельной жизни есть также ошибочное мнение; иные добродетельные люди воображают, что они будто вследствие страха адского огня и надежды на райское блаженство ведут добродетельную жизнь; они в заблуждении, хотя им так и кажется;

может быть, страх и надежда имеют в этом отношении более или менее влияние, но, в сущности, в их добродетельной жизни существуют и тайные, тонкие и незамечаемые ими самими причины, состоящие из разных эгоистических расчетов вроде снискания расположения и уважения к себе духовенства и общества, приобретения привязанности темного народа и т. д.».

Конечно, всегда были люди, которых крепко держал в своей власти страх перед карами господними. Но адом для них становилась земная жизнь. Представьте себе человека, который непрестанно думает о том, что любой его неверный шаг, даже малозначащий проступок, может привести в адское пекло. Что бы ни делал такой человек, его неизбежно гнетет мысль, а как оценит всевышний его поступок, что уготовит ему господь на «страшном суде». И так всю жизнь!

Особенно вредно воспитание в «страхе божьем» всегда отражалось на детях в силу их впечатлительности. Постоянная боязнь прогневать боженьку травмировала детскую психику, оставляла неизгладимый след в сознании ребенка. Но и об этом церковники не думали.

Ну а помимо всего прочего, страх перед карами божьими оказывался весьма ненадежным средством в укреплении нравственности и «порядка» в силу уже упоминавшегося принципа всепрощения, согласно которому любой грех может быть прощен, если согрешивший покается перед богом.

Католическая церковь даже открыла торговлю грамотами об отпущении грехов, индульгенциями, которые позволяли толстосумам откупаться от наказаний, расплачиваясь за свои прегрешения звонкой монетой (что само по себе крайне безнравственно!). Будучи сама рассадником аморализма, церковь, естественно, не могла стоять на страже нравственных установлений.

Современные клерикальные богословы, стремясь обосновать претензии церкви на руководящую роль в политической и культурной жизни общества, заявляют, что только с помощью религии можно преодолеть существующее в мире зло, преодолеть безнравственность, установить социальную справедливость. Они сознательно забывают факты, свидетельствующие о том, что церкви никогда, даже во времена ее безраздельного господства над умами людей, не удавалось успешно бороться с аморализмом, преступностью и прочими отрицательными явлениями, ибо применяемые ею средства оказывались попросту негодными для этого. Негодным средством оказывается и «страх божий», на который и в настоящее время возлагают надежды служители религии.

В то же время история показывает, что путь к справедливому преобразованию общества лежит в его революционном переустройстве, замене несправедливого социального строя, основанного на частной собственности на средства производства. Укрепление нравственности связано с осознанием всеми гражданами своих прав и обязанностей перед обществом, с глубоким пониманием принципов коммунистической морали, которые начертаны в моральном кодексе строителей коммунизма.

Конечно, не секрет, что и в нашей стране есть люди, нарушающие существующие законы, не считающиеся с установленными порядками. Есть любители поживиться за чужой счет, тунеядцы, пьяницы, хулиганы, взяточники. Было бы наивно думать, что за исторически короткий срок наше общество может навсегда избавиться от этого тяжкого наследия прошлого. Но вместе с тем — и это вынуждены признать даже наши недруги — в условиях социализма сформировался человек нового склада, носитель высоких моральных принципов, для которого на первом месте'стоят общественные интересы. А в процессе строительства коммунизма партия выдвигает задачу формирования нового человека, всесторонне развитой личности, полностью свободной от всех пережитков прошлого.

Что касается тех, кто не приемлет нравственных принципов нашего общества, совершает безнравственные поступки, нарушает правила социалистического общежития, законы, с ними мы ведем бескомпромиссную борьбу, исходя из интересов всего народа. И уже это само по себе говорит о гуманизме социалистического общества, для которого нет ничего выше человека, его блага.

Подчас в выступлениях религиозных проповедников в нашей стране содержатся высказывания о том, что государство могло бы использовать религию и церковь для укрепления нравственных начал общества. Духовенство охотно предлагает в этом свои услуги. Такие предложения вызваны стремлением найти место религии в современных условиях. Но наше общество не нуждается в услугах религии. Для него неприемлемы те средства, которые имеет на вооружении религия, в том числе и «страх божий», ибо несостоятельность их доказана самой жизнью. Свободное развитие личности невозможно совместить с духовным гнетом.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz