Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

В Библии имеется ряд фактов, подтвержденных археологическими раскопками. Разве это не свидетельствует в пользу истинности Библии?
Что в Библии достоверно и что следует отнести в область вымысла и сказок? Вопрос этот интересует не только верующих. Библию изучают ученые, историки и археологи.

Как известно, эта «священная» книга состоит из многих мало связанных друг с другом частей, написанных в разное время и разными авторами. Так, в Ветхий завет входит Пятикнижие, приписываемое мифическому иудейскому пророку Моисею, книги пророков и др. Характер этих сочинений самый различный: тут и история потомков Адама и Евы, и описание отдельных исторических событий из жизни древних израильтян, и даже любовные стихи («Песнь песней»). Короче говоря, здесь собраны разные произведения древнееврейской литературы и фольклора, написанные и собранные в течение многих столетий, в основном между VIII и II вв. до н. э.

Новый завет относится к произведениям раннехристианской литературы. Входящие в него евангелия, Деяния апостолов и другие библейские книги написаны в I—II вв. н. э. Например, исторической наукой установлено, что самая ранняя из них—Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) — появилась около 68 г. н. э. Все другие части Нового завета написаны в более позднее время.

Достоверность отдельных частей Библии далеко не равнозначна. В некоторых местах мы встречаемся с описанием реальных событий, которые подтверждаются исторической наукой, но тут же можно сплошь и рядом встретить мифические сказания о сотворении богом мира и человека, о грехопадении первых людей и т. п. Науку, конечно, интересуют в первую очередь не эти сказания, а те, в которых можно усмотреть реальную основу. Ведь древние памятники письменности помогают узнать многое о событиях, которые произошли в далеком прошлом.

Что же говорит нам археологическая наука о событиях, описанных в Библии?

Археологи, как известно, разыскивают и изучают материальные памятники прошлого: орудия производства, предметы быта, остатки древних поселений, захоронения людей прошедших веков. Большую помощь ученым оказывают древние рукописи, написанные на пергаменте, глине, папирусе.

В настоящее время в распоряжении археологов имеется много данных, которые в большей или меньшей мере подтверждают некоторые библейские рассказы. Таковы, например, археологические находки, связанные с именем древнееврейского царя Соломона. В Библии говорится о том, что по его приказанию для Иерусалимского храма были сделаны различные предметы из меди, а ее производили «в окрестности Иордана, между Сокхофом и Цаританом». Отталкиваясь от этого, группа археологов начала в 1936 г. поиски древнего медеплавильного производства. В результате на побережье Акабского залива были открыты развалины медных рудников и меде-плавилен, относящихся ко времени царя Соломона.

После смерти Соломона древнееврейское государство распалось на два царства—Иудею и Израиль. История этих царств подробно описана в найденных археологами ассирийских и вавилонских клинописных рукописях. Вместе с тем о многих событиях этой эпохи рассказывается и в Библии.

Сопоставляя тексты, ученые пришли к выводу, что некоторые события, описанные в Библии, действительно имели место. Вот один пример. В 701 г. до н. э. ассирийский царь Синаххериб вторгся в Иудею и осадил крепость Лахиш. Взяв ее, он двинулся к Иерусалиму. Археологи нашли подтверждение библейскому рассказу о Лахишс. В 1850 г. был обнаружен дворец Синаххериба, и в нем, как установили археологи, оказалось много различных предметов, вывезенных из Лахиша в 701 г. до н. э.

Более того, на стенах дворца сохранились фрески, на которых были изображены сцены осады и падения Лахиша. А в 40-х годах нашего века была раскопана сама крепость древнего Лахиша. У ее стен археологи обнаружили братскую могилу, в которой находилось около полутора тысяч человеческих скелетов. На многих были ясно видны следы смертельных ранений. Как видно, тут были погребены ассирийские воины, осаждавшие крепость.

Далее Библия подробно повествует о том, как Иудейское царство было завоевано Вавилоном (покорившим до этого Ассирию). Эти же события описаны в вавилонских хрониках.

Можно было бы назвать и другие места в Библии, которые в настоящее время в той или иной степени подтверждены исследованиями историков и археологов. При этом, конечно, почти во всех случаях обнаруживаются расхождения в том, как событие описано в Библии и как о нем говорится в других рукописных источниках древности. Это вполне понятно. Ведь в Библии подавляющее большинство действительных событий переработано в религиозном духе, дополнено религиозными вымыслами, рассказами о чудесах.

Нельзя не подчеркнуть и другого: в Библии много таких повествований, которые не только не подтверждаются наукой, а, наоборот, категорически опровергаются ею. Возьмем поначалу Ветхий завет.

Самую древнюю историю еврейского народа Библия связывает с именами патриархов Авраама, Исаака и Иакова, с 12 сыновьями последнего, которые стали родоначальниками «колен израилевых», с египетским пленом и завоеванием Палестины. Все эти тексты Ветхого завета нельзя отнести к историческим. Они не более чем религиозные мифы. Археологическая наука не может разыскать сколько-нибудь убедительные данные, которые доказывали историчность ветхозаветных сказаний.

Показательным в этом отношении является библейский рассказ о пребывании древних евреев в Египте, об «исходе» их из египетского плена и завоевании «земли обетованной». Уже само сказание об «исходе», так, как оно изложено в Библии, не дает возможности связать концы с концами. В самом деле, по Библии, из Египта израильтяне ушли в количестве 600 тысяч только мужчин, не считая женщин и детей. Простой подсчет показывает, что всего израильтян было не меньше 2,5—3 миллионов человек. Невозможно представить, как все эти люди могли переправиться в течение одной ночи через Красное море, чем могли питаться во время долгих блужданий по пустыне. Здесь налицо безудержная фантазия авторов Библии.

Но главное в другом: археологические расследования не дают ничего для подтверждения этих ветхозаветных сказаний. В дельте Нила — там, где, по уверению Библии, жили древние израильтяне,— не было найдено никаких следов их пребывания: ни остатков строений, ни предметов быта, ни погребений. А ведь Библия утверждает, что древние евреи жили на земле египетской 430 лет.

Более того. История Египта тех времен оставила самые разнообразные источники, подтверждающие различные события, происходящие в этой стране. В распоряжении историков находится огромное количество папирусных источников, надписей на стенах храмов, гробниц, дворцов. Рассказывается о всех сколько-нибудь важных событиях. Об «исходе» евреев из Египта, об их пребывании в рабстве в течение столь длительного времени сообщений нет. Почему? Да только потому, что вся история о египетском плене народа Израиля—вымысел.

Между тем нелишне вспомнить, что именно эта ветхозаветная легенда используется ныне израильскими и иными сионистами для доказательства «законности» права евреев на владение Палестиной.

Не подтверждает археология и быстрое завоевание Ханаана. Раскопки в тех местах, где находились древние ханаанские (палестинские) города, показали, что они были разрушены в самое разное время. Так, например, Иерихон и Гай были разрушены задолго до того периода, о котором повествует Библия. Правда, тщательные и всесторонние исследования историков и археологов подтверждают, что в Палестину проникали среди других народов и израильтяне, но приходили они сюда не из Египта, а из степей Аравийского полуострова и из Месопотамии.

Еще в более невыгодном свете выглядят повествования Нового завета. Археология показывает, что в них еще больше вымысла.

Новозаветные рассказы о том, что Христос был рожден чудесным образом, затем воскрешал мертвых и ходил по воде, что он был богочеловеком, никак и ничем не подтверждаются, да и не могут быть подтверждены. Перед нами те самые чудеса, которые невозможны, так как противоречат законам природы, всем нашим знаниям об окружающем мире.

Богочеловека Иисуса не было и не могло быть. Но, может быть, существовал религиозный проповедник Иисус?

Поисками ответа на этот вопрос занимались многие. Но и здесь исторические и археологические источники того времени, когда, согласно Библии, жил Христос, не дают науке убедительных фактов для подтверждения библейских рассказов о Христе.

Особый интерес вызвали находки кумранских свитков на побережье Мертвого моря (50-е годы нашего столетия). В них, в частности, рассказывается о вожде иудейской секты ессеев — «учителе праведности». Описание жизнедеятельности этого человека во многом совпадает с тем, что рассказывает нам Библия (во многом, но не во всем!). На первых порах некоторые ученые склонны были признать, что кумранские документы подтверждают евангельские сказания о Христе. Однако, после того как эти рукописи были изучены более тщательно, вскрылись факты, которые не позволяют сделать такой вывод.

Новый завет с большими подробностями описывает земную жизнь Иисуса Христа. Там упоминаются имена исторических личностей, факты, события, из чего следует, что Христос будто бы жил в первой половине I в. н. э. Кумранские документы, как установлено исследователями, относятся к более раннему времени, а именно к середине I в. до н. э. Тогда именно и жил «учитель праведности», если он действительно существовал. Скорее всего это был один из многочисленных религиозных проповедников того времени, когда еврейский народ страдал от ига завоевателей.

Не видя ничего хорошего в своей жизни, люди с воодушевлением и верой слушали пророков, возвещавших о том, что спасение придет от бога. «С тех пор,—пишет Ф. Энгельс,— как для народа Израиля наступили в этом мире тяжкие времена, начиная с обложения данью ассирийцами и вавилонянами, разрушения обоих царств, Израиля и Иудеи, и вплоть до порабощения Селевкидами, следовательно от Исайи до Даниила, всякий раз во время бедствия предсказывается появление спасителя». В этих условиях «учитель праведности» мог быть как исторической, так и мифической личностью. И конечно, в том и другом случае религиозные фанатики расцвечивали биографию таких людей всякого рода вымыслами, чтобы придать им облик избранных самим богом.

Но как же обстоит дело с Христом? Миф это или же его прообразом стал некогда живший человек, который проповедовал новую религию? Данные исторической и археологической науки говорят о том, что богочеловек Христос— миф. Однако не исключено то, что авторы первых сказаний о Христе имели в виду какого-то проповедника нового вероучения, который действительно жил и был распят на кресте. Таких «учителей» было в ту эпоху немало, и один из них мог стать прообразом Христа. Но — самое главное! — такой «пророк» был не более чем человеком, черты божественности ему были приписаны позднее религиозной фантазией.

Археология много дала для изучения Ветхого и Нового заветов. Ученые установили, что ряд фактов, упомянутых в Библии, действительно имел место, но рассказано о них в большинстве случаев не так, как было на самом деле.

Наука показывает также, что огромного количества событий, упомянутых там, вообще не было, они выдуманы. Археологические раскопки в конечном итоге убедительно свидетельствуют не в пользу «священного писания».
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz