Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Атеисты утверждают, что есть евангелия, которые не признаются церковью. Так ли это?
В I—IV вв., в период становления христианского вероучения и христианской церковной организации, было создано много различных сочинений, повествующих о жизни, смерти, воскресении Иисуса, передававших его поучения. Отношение церкви к этим сочинениям неодинаково. Есть книги, которые она считает «священными» и «боговдохновенными». Эти книги включены в особый список—канон, они называются каноническими. Канонические христианские сочинения и составляют Новый завет. Остальные раннехристианские произведения считаются церковью апокрифическими, т. е. тайными и подложными (от греческого слова «апокрюфос»—тайный); сначала так назывались сочинения, почитавшиеся только определенными христианскими группами, христианами-гностиками, действительно стремившимися держать свое учение в тайне от непосвященных; затем церковь распространила название «апокрифы» на все непризнанные священными произведения первых христиан.

Среди апокрифов есть такие, которые церковь не считает «боговдохновенными», но разрешает читать верующим. Но есть и запрещенные, так называемые «отрешенные книги», учение которых церковь объявляет ложным, еретическим.

Это разделение определяется сложными историческими причинами; происходило оно постепенно, в процессе борьбы различных направлений внутри христианства.

В произведениях христианских писателей II—IV вв. встречаются упоминания большого количества евангелий самых разных авторов. Кроме четырех, включенных в Новый завет, существовали евангелия Петра, Андрея, Варфоломея, Якова, Филиппа, Евы, 12 апостолов, два совершенно различных Евангелия Фомы, еще одно (а может быть, и два) Евангелие Марка и много других. Автор новозаветного Евангелия от Луки в начале своего сочинения говорит о многих предшествующих ему жизнеописаниях Иисуса: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил...»

В 1946 г. в Египте при археологических раскопках найдены полные тексты Евангелий Фомы, Филиппа, а также сочинение, которое называется Евангелие истины.

Во II—IV вв. отдельные группы христиан почитали разные произведения, излагавшие учение Иисуса. Каждое из них для придания большего авторитета приписывалось какому-нибудь апостолу или его ближайшим ученикам, причем между отдельными группами христиан шли постоянные споры, какое сочинение более достоверно. В этих спорах порой подвергался сомнению авторитет того или иного автора: христиане из иудеев, признававшие апостола Петра, называли Павла лжеапостолом, а автор новозаветного Послания к галатам в свою очередь выступает против Петра и обвиняет его в лицемерии (2: 11—13). Подобные разногласия, а также обилие сочинений, нередко противоречивших друг другу и в то же время претендовавших на истинность, затрудняли объединение христиан. Поэтому христианские епископы и идеологи начиная со II в. стремились отобрать из массы христианских писаний такие, которые помогли бы им объединить христианские группы и укрепить свое положение.

В наиболее многочисленных объединениях — в христианских общинах Рима, Карфагена (в Северной Африке), Александрии (в Египте), Антиохии (в Сирии)— стали составляться списки особо почитаемых христианских книг.

Первый такой список (канон) был составлен в Риме — около 200 г., он сохранился. В нем упомянуты четыре новозаветных евангелия, послания, апокалипсисы. Некоторых апостольских посланий (послания Павла к евреям, второго послания Петра, послания Иакова, трех посланий Иоанна), которые вошли в окончательный текст Нового завета, там нет, и в то же время приведены названия произведений, которые церковь впоследствии отказалась рассматривать как «боговдохновенные» (например, Апокалипсис Петра). Термин «Новый завет» применительно к собранию «священных» книг появился только в конце II в. Около 192 г. он был употреблен в анонимном сочинении какого-то христианского писателя.

За признание тех или иных христианских книг «священными» велась ожесточенная борьба. Еще в начале IV в. некоторые христиане утверждали, что Откровение Иоанна Богослова—подделка II в.

К III в. появилось несколько канонов—списков «священных» книг, обязательных для почитания. Римский канон, включивший в себя основные произведения Нового завета, но сокращенный по сравнению со списком 200 г., признавался христианами западных провинций Римской империи. Александрийский канон III в., получивший распространение на Востоке, был значительно шире Римского: в него были включены Учение двенадцати апостолов, Апокалипсис Петра, послания Климента и Варнавы (по христианскому преданию, учеников апостолов). В Антиохии же христиане почитали только одно евангелие, составленное писателем II в. Татианом на основании четырех новозаветных евангелий; туда включен также материал из евангелия, почитавшегося христианами из иудеев. Свое собрание книг было у некоторых египетских христиан: они считали «священными» Евангелия Фомы, Филиппа и Евангелие истины.

Только к концу IV—началу V в. был выработан единый христианский канон. Это произошло не без вмешательства римских императоров, которые в начале IV в. решили заключить союз с христианской церковью, давно уже провозгласившей принцип: «Всякая власть от бога».

В 312 г. было издано предписание, разрешавшее христианам свободно отправлять свой культ. Христианские организации получили право владеть землей, покупать и продавать ее. Все имущество, отобранное у христиан во время прежних преследований, возвращалось им. С этого момента начинается превращение христианства в господствующую государственную религию.

Император Константин (306—337), хотя он сам и не был христианином, вмешивался в дела церкви и богословские дела: ему была нужна единая церковь с единым централизованным управлением. Чтобы разобраться в междоусобной борьбе христиан и выяснить поподробнее, чему собственно они учат, Константин потребовал от епископов представления ему копий «священных» книг. Начались совещания епископов: они созывали съезды (соборы), обменивались посланиями, чтобы установить, какие именно сочинения вдохновлены свыше, а какие нет. По-видимому, это было нелегким делом: только в 363 г. на совещании епископов в городе Лаодикее было принято решение разослать по христианским организациям письма с перечнем канонических произведений.

В Лаодикейский канон вошли все произведения Нового завета, кроме Откровения Иоанна Богослова. Все остальные книги христиан не признавались «боговдох-новенными», а потому пользоваться ими при богослужениях запрещалось.

После постановления Лаодикейского собора епископы отдельных округов в свою очередь обращались к своей пастве с посланиями, в которых перечислялись подлинно «священные» книги и содержались призывы не читать книг запрещенных.

Лаодикейский канон не был окончательным. Собиралось еще несколько съездов епископов, и лишь в 419 г.— почти четыре века спустя после возникновения христианства—руководители церкви приняли тот текст Нового завета, который и по сей день считается «священным» у верующих в Иисуса Христа.

После того как окончательно был выработан единый христианский канон, появляется (впервые в V в. в Восточной Римской империи) список книг апокрифических, запрещенных, или, как их называли, отрешенных. Эти книги подлежали уничтожению, чтение их считалось религиозным преступлением.

К запрещенной литературе были причислены те произведения, где были существенные расхождения с победившими ортодоксальными направлениями. К таким расхождениям относились вопрос о соблюдении или несоблюдении иудейских обрядов, разные трактовки образа Иисуса. Например, в некоторых ранних евангелиях Иисус рисуется обыкновенным человеком, сыном Иосифа и Марии, на которого за его праведность сошел святой дух. Существовали евангелия, в которых человеческая природа Иисуса, наоборот, не признавалась совсем. Значительны были расхождения в представлениях о царстве божьем и о втором пришествии Христа. Были группы христиан, которые не признавали этого пришествия и наступления царства божьего на земле. «...Царствие внутри вас и вне вас»,— сказано в Евангелии Фомы, найденном в Египте. В запрещенных евангелиях, прежде всего ранних, более резко были выражены призывы к полному отказу от богатства, к отречению от мира, что не соответствовало позиции победившей церкви.

Из числа христианских сочинений, не вошедших в канон, только небольшая часть рассматривалась в качестве дозволенной для домашнего чтения. Это, как правило,

Произведения, написанные после новозаветных евангелий и не имевшие догматических расхождений с учением, изложенным в последних. К такого рода сочинениям относятся, например, «Сказание Иакова о рождении Марии». Церковь не признала его «боговдохновенным»: оно явно было написано позже новозаветных книг, и считать его автором кого-либо из учеников Иисуса было невозможно. Но епископы не препятствовали распространению «Сказания». И не случайно: ведь праздники рождества богородицы, введения богородицы во храм основаны только на этом апокрифе.

Таким же -неканоническим произведением является и сочинение анонимного автора «Об успении Марии», послужившее для обоснования христианского праздника успения богородицы.

Изучение апокрифической литературы показывает, что в раннем христианстве не существовало единого стройного учения, позволяет выявить многочисленные переработки христианских «священных» книг, опровергает миф об их так называемой «боговдохновенности».
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz