Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Есть ли вред от крещения, если оно проводится в хороших санитарных условиях?
Когда ставят вопрос подобным образом, то обычно думают, что крещение приносит только физический вред неокрепшему организму ребенка. Не секрет, что крещение подчас проводится в антисанитарных условиях. Зачастую нескольких младенцев крестят в одной и той же воде, а среди них могут быть и больные. Это является причиной кожных заболеваний. Бывает, что дети заражаются кожными болезнями в результате помазания их миром. Известны случаи простудных заболеваний младенцев после крещения их в прохладной воде.

Но это в общем-то частные случаи. В настоящее время, как правило, крещение проводится в нормальных санитарных условиях. И это естественно. Подавляющее большинство родителей, решивших окрестить ребенка, вряд ли бы примирилось с ненормальной обстановкой в церкви, с грязью, с антисанитарией. Да и священникам вменяется в обязанность следить за чистотой во время совершения обряда.

Однако крещение от этого не становится менее вредным. Основной его вред состоит в том, что оно закрепляет отсталые, невежественные представления в сознании людей, прививает им рабскую психологию, приобщает к христианской религии, уводящей человека на ложный путь, унижающей его. Чтобы там ни говорили защитники религии, стремясь представить ее в самом выгодном свете, религия унижает людей. Разве не унизительно для человека, когда его считают существом грешным от природы, заставляют всю жизнь помнить это и замаливать грех, в котором он нисколько не повинен, ибо вина лежит на мифических прародителях рода человеческого—Адаме и Еве, согласно Библии нарушивших заповедь господ- (по и запятнавших «первородным грехом» все последующие поколения людей. Это миф, но служит-то он вполне реальному отношению церкви к людям, рассматриваемым в качестве существ грешных от рождения. Даже младенцы в глазах церкви — грешники от рождения, как ни нелепо это с точки зрения здравого смысла.

Таинство крещения играет в православной и католической церкви особую роль. Это первый обряд, с которым сталкивается человек в том возрасте, когда он еще ничего не понимает, ничего не осознает. Младенца приобщают к христианской вере, не спрашивая его мнения, ибо ответить он ничего не может. Получается, таким образом, насильственное приобщение к вере. Будет ли окрещен ребенок, зависит от того, верующие или неверующие у него родители, следуют или не следуют они предписаниям духовных пастырей.

Хорошо известно, что в настоящее время среди тех, кто крестит своих детей, немало людей неверующих. Одни делают это под влиянием, а иногда даже давлением своих богомольных родителей или родственников. Другие — наслышавшись от верующих, будто не будет ребенку счастья без крещения. Третьи считают (опят- аки не без влияния верующих «доброжелателей»), что крещение — вековая народная традиция, которую надлежит поддерживать. Одним словом, крестят детей далеко не всегда по религиозным мотивам, и далеко не всегда убежденные верующие. Однако младенца своего приобщают к вере. А этого, собственно, и добиваются служители культа.

Служители христианской церкви придают крещению исключительное значение. Они утверждают, что обряд этот установил сам Иисус Христос. Он крестился в реке Иордан, а после вознесения на небо заповедал своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя отца и сына и святого духа».

Христианская религия внушает верующим, что каждый человек от рождения запятнан «первородным грехом», который обрекает его на страдания в земной жизни. Очиститься от этого греха люди могут будто бы только с помощью крещения. Совершив этот священный обряд, человек, по словам служителей христианской церкви, как бы рождается заново, «умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную и святую». Только крещеный человек может быть принят в лоно христианской церкви, может считаться истинным христианином.

Таинство крещения вовсе не является обрядом, присущим только христианству. Водное омовение — это пережиток древних верований, связанных с почитанием воды.

Обожествляя предметы и явления природы, первобытные люди обожествляли я воду, приписывая ей особые, сверхъестественные свойства. В этом нет ничего удивительного, так как вода всегда являлась важнейшим источником жизни человека. Она была необходима людям для утоления жажды, от воды зависело плодородие полей и пастбищ, а зачастую она становилась угрозой для жизни человека, как это бывало во время сокрушительных ливней, наводнений, разливов рек.

Преклонение перед важными, полезными свойствами воды вызвало у древних людей целый ряд связанных с ней колдовских обрядовых действий. Одним из них было «очищение» человека от всякой «нечисти». Первобытные люди стали верить, что вода может очистить человека от злых духов, которые будто бы несут людям болезни, несчастья, страдания, смерть. Особенно активны злые духи были, по мнению наших далеких предков, при рождении человека, наступлении его зрелости и смерти. Именно в эти периоды и следовало совершать обряды «очищения» водой.

В древности обряд «очищения» водой сопровождался различными колдовскими действиями. Например, омывая новорожденного, колдун дул и плевал, веря в то, что его дуновение и слюна обладают магической силой против злых духов. При «очищении» священнослужители обрезали у ребенка волосы, которые приносились в жертву духам. Люди думали, что благодаря этой жертве они вступают в тесную связь с могущественными духами.

Таким образом, совершая обряд крещения, люди лишь повторяют древний дикарский обряд, который существовал у первобытных людей тысячелетия тому назад. И конечно, никакой пользы, никакого счастья обряд крещения не приносит человеку. Его роль совсем другая: он прививает родителям ребенка суеверный страх за его судьбу, веру в то, что счастье детей зависит от христианской церкви. А только это и нужно пастырям Христовым, стремящимся удержать людей под своим влиянием.

Нет, не на «том свете», а в земной жизни уготовано счастье каждому советскому человеку. Наш народ сам творит свое счастье, не надеясь на божью помощь, на божье снисхождение. Советские дети — это растущая смена строителей самого прекрасного в истории человечества общества, в котором все радости жизни будут достоянием каждого человека. И не следует прививать им и их родителям невежественные представления, оставшиеся нам в наследство от безрадостного прошлого, унижать их достоинство совершением ненужных и вредных религиозных обрядов.

Критикуя православную церковь за то, что она крестит человека в младенческом возрасте, когда он еще не способен осознать свое приобщение к царству Христову, некоторые сектанты (например, баптисты) проводят крещение совершеннолетних. Можно ли считать, что это менее вредно? Ни в коем случае. Ведь человеку, опутанному речами сектантских проповедников, кажется, что он делает это с ясным умом, убежденно и вполне сознательно. Но он принимает при этом свое заблуждение за истину и обманывает сам себя.

Крещение становится для человека одним из тех неверных шагов, которые приводят его к религии. Он оказывается под влиянием ложных идей и представлений, в плену ложного миропонимания. Реальные земные интересы уступают место иллюзорным. Смысл жизни он начинает видеть лишь в религиозной вере и действиях, которые якобы могут помочь ему достичь спасения, попасть в царство божье. Все помыслы и желания фиксируются лишь в одном понятии, имя которому — бог. И не замечает человек, что растрачивает впустую лучшие годы жизни, проводя их в молитвах, живя в мире фантастических грез и напрасного ожидания милостей с неба, которых так никто из верующих и не дождался. И об этом следовало бы подумать тем, кто решается принять крещение, связать свою судьбу с религией.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz