Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Почему атеисты осуждают церковный похоронный обряд?
Естественно, что еще в незапамятные времена возникла традиция печально-торжественного прощания с умершим. «Венцом жизни человека должны быть почетные похороны умершего его соотечественниками» — так сказал древнегреческий философ Платон около двух с половиной тысяч лет назад.

И уже на ранней ступени существования человеческого общества похоронный обряд получил религиозную окраску. Объясняется это тем, что смерть издавна пугала, поражала человека своей неотвратимостью, своей таинственностью; страх смерти явился одной из причин возникновения религии. Древний человек со своим неразвитым сознанием видел в смерти действие каких-то высших, потусторонних сил. Причем первоначально люди верили в то, что человек продолжает жить и после смерти, но в другом мире. Снаряжая умершего в последний путь, друзья, родственники, соплеменники снабжали его всем необходимым — пищей, одеждой, оружием. Постепенно этот обряд стал символическим. Археологические раскопки свидетельствуют, что наши предки на определенном этапе своего развития стали сопровождать похороны тем или иным ритуалом.

В наши дни у разных народов мира существуют различные похоронные традиции. Есть обряды гражданские и есть религиозные.

Никто не отрицает, что похоронный обряд, например, православной церкви отличается торжественностью, что в нем есть печальная, скорбная красота. Никто также не отрицает, что хоронить человека просто так, без какого-либо ритуала прощания с покойным, нельзя. Это нужно живым.

Почему же для нас неприемлем церковный похоронный обряд? Почему атеисты выступают против религиозного погребения?

Духовные пастыри постоянно твердят верующему человеку, что земная жизнь—это всего лишь подготовка к загробной, которая должна начаться для души после смерти. Стремясь плотнее опутать человека религиозной паутиной, церковь связывает свою пропаганду со всеми важными событиями в его жизни. А смерть используется для проповеди религиозных воззрений вдвойне.

Как говорят церковники верующим, похороны с точным выполнением религиозного ритуала нужны для того, чтобы душа покойного получила пропуск в загробное царство. Каждая деталь религиозного погребения подчеркивает: человек всецело находится в руках божьих, он его раб, он ничтожество перед ним. И когда вспоминает священнослужитель богоугодные поступки покойного, это делается для того, чтобы сообщить богу, что душа этого человека достойна рая. Все, чем сопровождаются церковные похороны: иконка или крест, которые должны положить на грудь покойному, чтение псалтыри, отпевание в церкви и пр.,— нацелено на то, чтобы еще и еще раз подчеркнуть бренность, незначительность всего земного, полную зависимость людских судеб от воли божьей.

Совсем иным смыслом наполнен гражданский похоронный обряд, хотя его ритуал окончательно еще сложился не везде. Конечно, тяжело терять людей: друзей, близких, товарищей по работе. Но, прощаясь с ушедшими из жизни, оставшиеся жить воздают почести тем, кто оставил на земле плоды своего труда, добрую память о себе. Скорбный церемониал, надгробные речи — весь ритуал гражданских похорон подчеркивает не бренность, а особую значимость земного существования человека, проникнут чувством глубокой благодарности и уважения к усопшим. Провожая их в последний путь, люди говорят не о смерти, а о жизни, о земных делах, которые имеют непреходящую ценность.

Момент прощания с покойным всегда тяжел, и вряд ли возможно как-нибудь облегчить горе его близких. Но участие в похоронном обряде тех, кто работал вместе с усопшим, товарищей по труду, всех, кто его знал, объективно придает торжественно-траурному ритуалу в конечном счете оптимистическое звучание: человек смер-тен, но бессмертно человечество в целом, частицей которого является каждый из нас.

Бережно храня память о тех, кого уже нет, люди отнюдь не чувствуют безысходности земного пути, напротив, укрепляются в убеждении, что все доброе, что сделано ими на земле, не забудется грядущими поколениями. И в этом истинная ценность жизни. В этом, а не в фантастических грезах о личном бессмертии, о райском блаженстве, которое обещают служители религии.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz