Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Атеисты не признают существования души. Почему?
Слово «душа» мы часто употребляем, совсем не думая о его религиозном происхождении. Человек говорит: «Что-то невесело у меня на душе», имея в виду свое грустное настроение. Про добрых, отзывчивых людей нередко говорят: «Он душевный человек». Душевной, психической деятельностью мы называем наши мысли, желания, чувства. Во всех этих случаях слово «душа» не имеет того особого значения, какое придает ему религия. Душа, по религиозным воззрениям,—это нечто сверхъестественное, данное человеку богом. Вот такой души наука, действительно, не признает.

Когда и почему возникли такие представления? Истоки их—в глубокой древности. Тысячи лет назад почти каждое явление природы представало в виде загадки, для объяснения которой привлекались потусторонние силы. Особенно удивительными и пугающими были такие явления, как сон и обморок, болезнь и смерть. В сновидениях человек мог «побывать» в своем прошлом, увидеть умерших людей, разговаривать с ними. Как все это объяснить?

Вот тогда и родилось представление о существовании души, которая может покидать тело человека временно (сон) или совсем (смерть). Ф. Энгельс писал, что уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность особого начала—души, обитающей в нашем теле и покидающей его при смерти,—уже с того времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. «Если она в момент смерти отделяется от тела и продолжает жить, то нет никакого повода придумывать для нее еще какую-то особую смерть. Так возникло представление о ее бессмертии, которое на той ступени развития казалось отнюдь не утешением, а неотвратимой судьбой и довольно часто, например у греков, считалось подлинным несчастьем. Не религиозная потребность в утешении приводила всюду к скучному вымыслу о личном бессмертии, а то простое обстоятельство, что, раз признав существование души, люди в силу всеобщей ограниченности никак не могли объяснить себе, куда же девается она после смерти тела».

Кстати сказать, с древними представлениями о душе связана широко известная суеверная примета о разбитом зеркале. Не зная законов отражения света, первобытный человек не мог понять, как возникает его изображение в спокойной воде. Он думал, что видит своего двойника, свою душу. Эти представления остались и позднее, когда появились зеркала. Родилось поверье: разбить зеркало— значит убить душу; позднее оно трансформировалось в менее «опасную» примету: разбить зеркало—к неприятности.

У африканского племени басуто считалось, что если крокодил «поймает» отражение человека в воде, то последний должен умереть. Малайцы верили, что человек заболеет, если кто-нибудь наступит на его тень (читай:

душу!). Своеобразное отражение эта вера нашла в некоторых народных сказках: злой колдун, или злой волшебник, решив погубить человека, похищает его тень.

Более щедрой была фантазия у якутов. У них в сказаниях повествуется о трех душах, живущих в каждом якуте. Одна покидает его во время сна и, пока тот спит, странствует по свету, вторая, еще более непоседливая, все время бродит вокруг, и только третья—затворница, она живет в человеке постоянно. Когда ночную путешественницу или дневную непоседу хватает злой дух, человек заболевает и может умереть, несмотря на то что третья душа находится с ним.

Тому, что во время сна душа на время покидает тело, верили почти все народы земли. У некоторых племен запрещалось будить спящего, переносить его на другое место: душа может не найти своего хозяина. А у индейцев в Америке считалось смертельно опасным разукрашивать лицо человека, когда он спит. Возвратившись, душа может не узнать его, пролетит мимо, и тогда человек умрет, не проснувшись.

У многих отсталых народов существует и поныне такое поверье: человек, имея изображение другого, т. е. его душу, приобретает над ним магическую власть. Исходя из этого, священная книга мусульман, Коран, запрещает изображать людей каким бы то ни было образом. Вот почему в мечетях нет никаких человеческих изображений.

Наконец, немало разных домыслов существовало и о местопребывании души. Воинственные племена, для которых военные столкновения с соседями были обычным делом, считали, что душа живет у них в крови. Потеряет воин в сражении много крови — и вместе с ней уходит из тела душа. Другие «мыслители» думали иначе: душа живет в нас, пока мы дышим. С последним выдохом умирающего улетает из тела и душа...

Одним из первых ученых, сорвавших с души покров мистики, был русский естествоиспытатель И. М. Сеченов. «Войдемте же...—писал он в своей книге «Рефлексы головного мозга»,— в тот мир явлений, который родится из деятельности головного мозга. Говорят обыкновенно, что этот мир охватывает собою всю психическую жизнь... Для нас, как для физиологов, достаточно и того» что мозг есть орган души, т. е. такой механизм, который, будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность».

Эта книга открыла новую страницу в науке о душенной деятельности. За материалистическое учение о работе мозга ученого пытались судить. Церковные власти требовали даже сослать Сеченова в Соловецкий монастырь. Царский министр внутренних дел Валуев прямо писал о том, что труд Сеченова «вреден». Объяснять в общедоступной книге душевные движения человека действием внешних влияний на нервы и отражением этих влияний на головной мозг означает, что вместо учения о бессмертии духа выдвигается новое учение, которое признает в человеке лишь одну материю. Книга была запрещена.

Надо сказать, что среди явлений живой природы, пожалуй, нет более сложных, чем явления, связанные с нашей психической, душевной деятельностью («психэ» по-гречески и значит душа). Очень долгое время психическая деятельность человека была неизведанной областью, «белым пятном» в науке. Поэтому именно здесь мы встречаемся со множеством самых различных суеверий, порожденных когда-то незнанием. Но теперь уже многие и многие психические явления для науки не загадка. Как и все в природе, они находят свое естественное, научное истолкование.

Теперь мы знаем, что спинной и головной мозг, или, как говорят иначе, центральная нервная система, регулирует всю жизнедеятельность нашего организма, управляет работой всех частей нашего тела. При этом главная роль принадлежит головному мозгу. Каждое мгновение он принимает множество различных возбуждений—сигналов о том, что происходит внутри организма и в окружающей среде. Сигналы поступают по нервным волокнам от всех органов тела. В ответ на них из мозга идут по нервам обратные сигналы—приказы, которые и регулируют работу организма.

Итак, душа—это психическая деятельность нашего головного мозга. Все ощущения и представления об окружающем мире, наше сознание, мышление—результат работы мозга. Без его деятельности нет психики, нет сознания, а значит, если хотите, нет и души. Перестает работать мозг человека — исчезает сознание, прекращается вся душевная деятельность.

В медицине хорошо изучены случаи, когда поврежденный мозг, например при ранении, перестает работать нормально. При этом человек теряет все то, что связано с его душой: он перестает говорить и соображать. Известен и такой редкий случай: ребенок родился, не имея больших полушарий головного мозга, и прожил около пяти лет. За это время он ничему не научился, никого не узнавал, не говорил.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz