Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Случаи явления «нерукотворных» икон засвидетельствованы в истории. Почему же они оспариваются атеистами?
Тот, кто ставит такой вопрос, путает две разные вещи. В истории в самом деле были случаи, когда та или иная икона объявлялась «нерукотворной». Однако история никогда не свидетельствовала о том, что эти иконы действительно нерукотворные.

Возьмите один из примеров. В 1907 г. в деревне Мало-тюря явилась «нерукотворная» икона. Не будем пока говорить, каким образом это произошло. Но то, что она была, этого никто не оспаривает. «Нерукотворную» трогали руками, из окрестных деревень к ней на поклонение стекались верующие...

Однако что в этой иконе было нерукотворного? Может быть, она излучала неземное сияние? Нет. Или была сделана из какого-нибудь невиданного, божественного материала? Тоже нет. Все у «нерукотворной» иконы было земным. Те же материалы, те же гвозди и те же краски... И если бы верующие повнимательнее пригляделись к этой иконе, то они на обратной стороне «нерукотворной» увидели бы самое «земное» клеймо: «Москва, типография Жако, 1897 г.»

А как «являются» «нерукотворные» иконы? Бывает так, что копается какой-нибудь ребенок на пустыре и неожиданно находит икону,—этого достаточно, чтобы объявить ее «нерукотворной», «богом посланной». А чем такая находка отличается от обычной находки? Ничем. Скажем, если мы найдем где-нибудь вилку, то ведь никто не будет утверждать, что она «нерукотворная».

Подобные случаи «явления» «нерукотворных» икон есть не что иное, как самообман верующих. Однако за этот самообман сейчас же хватаются священнослужители, чтобы использовать его в своих целях.

Если же «явление» иконы очень похоже на чудо, то здесь уже наверняка имеет место мошенничество.

В 1910 г. в деревне Лыщи Доброславского прихода Пинской губернии на холщовой иконе с правой стороны лика Христа появилось туманное изображение богородицы. Служитель культа Хлебцевич уверял, что это «нерукотворный» образ, но не позволил произвести специального расследования. И не случайно: он хорошо понимал, что химический анализ «чуда» разоблачит истинного «чудотворца». Известно немало способов показать фокус внезапного появления на чистом месте рисунков и надписей. Можно взять, например, раствор химического соединения хлористого кобальта и сделать им на бумаге рисунок. Он не будет заметен. Но стоит бумагу нагреть — и рисунок станет видимым. Он будет ярко-синего цвета. То же самое произойдет, если невидимый на бумаге рисунок, сделанный раствором уксуснокислого свинца, окурить сероводородом. В этом случае изображение будет коричневым. Рисунок может проступить и помимо специального окуривания сероводородом, если невидимая картина находится в помещении, где бывает большое скопление народа. Ведь организм выделяет сероводород. Под его воздействием и может свершиться «чудо».

А ведь не всегда вскрывается происхождение подобных «чудес». Оно зачастую остается тайной, известной лишь его земным творцам. Вот тогда и рождается новый, «засвидетельствованный историей» случай явления «нерукотворной» иконы.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz