Глава 9.
1. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь,
и наполняйте землю (и обладайте ею);
2. да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и
все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши
руки отданы они;
259. Все следует начать с начала, поэтому бог повторяет благословение,
которое он ранее ниспослал самым первым людям, им созданным (Быт. 1:28).
3. все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам
все;
260. Только теперь людям (и, вероятно, прочим животным) позволено стать
плотоядными. (Конечно, с научной точки зрения первобытные люди с самых
первых ступеней эволюции были плотоядными, и вообще «плотоядение», видимо,
имеет столь же древнюю историю, как сама жизнь.)
Этот стих взят из «Жреческого кодекса»: между чистыми и нечистыми не
делается никаких различий (не то что в «Яхвисте»). Человеку разрешено
поедать «все движущееся, что живет».
4. только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
261. Невольно напрашивается вывод, что дыхание — это важнейшая
характеристика жизни. Тут и сравнение бога с дыханием в отдельных стихах
(Быт. 1:2; 8:1), и способ, посредством которого Адам получил жизнь.
Напрашивается также вывод, что и кровь является важнейшей характеристикой
жизни. Мы до сих пор употребляем выражение «от плоти и крови». Правда, мы
давно уже не ощущаем значительности этой фразы, а ведь плоть здесь — лишь
бездушное материальное вместилище жизненной силы, сама же жизненная сила —
это кровь.
Кровь перекачивается сердцем и разносится по всем уголкам организма. Даже
при том, что древние не имели ни малейшего понятия о кровообращении, они
знали, что кровь есть в каждой точке тела и что сердце бьется не переставая
всю жизнь, а затихает только со смертью. Они знали также, что смерть
наступает и в том случае, если организм потеряет слишком много крови.
Наука не оспаривает той важнейшей роли, которую дыхание и кровь играют в
жизни людей и животных. Однако никоим образом нельзя считать, будто жизнь —
это весьма простой феномен, сводящийся к двум упомянутым характеристикам.
Каждая из них вносит свой вклад в куда более сложное целое. Наука
прослеживает феномен жизни до молекулярного уровня, и там обнаруживается,
что в основе его лежат очень сложные молекулы, находящиеся между собой в
очень сложных взаимосвязях.
Растения, как может показаться, вовсе не дышат, в них не струится кровь,
именно поэтому библейские авторы с легким сердцем отказывали им в праве быть
живыми организмами и считали растения просто продуктом почвы. На самом деле
растительные организмы тоже дышат, но делают это более незаметно, чем
животные. А если у них и нет крови, то в тканях растений циркулирует сок,
который выполняет определенные жизненные функции и в этом плане служит
аналогом крови.
5. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя,
взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6. кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо
человек создан по образу Божию;
262. Это первый божественный запрет, наложенный после того, как Адаму было
приказано не есть плодов с дерева познания. Отныне убийство под запретом.
Логическое обоснование этого таково: кровь (жизнь) — это дар бога, и,
следовательно, только бог вправе ее отнять.
Если человек (или, уж если на то пошло, зверь — предыдущий стих
предусматривает и этот вариант) «прольет кровь человеческую», он совершит
богохульство, потому что посягнет на дар божий. Убийца, совершив свое черное
дело, должен будет поплатиться собственным даром божьим, и его можно
безнаказанно убить: убийство убийцы не считается богохульством.
Подобные ситуации мы встречаем во многих дописьменных обществах, где не было
твердых писаных законов. Если убит человек, члены группы, к которой он
принадлежал, считают, что они вправе, даже обязаны выравнять счет, убив
убийцу или кого-либо из группы, к которой принадлежит убийца. Как мы помним,
именно этого боялся Каин (Быт. 4:14). Если племя убийцы полагает, что счет
опять стал неравным, оно ищет возможности восстановить равновесие — так
рождается «кровная месть», которая может привести к десяткам трупов.
Неубедительность кровной мести очевидна, поэтому даже в дописьменных
обществах делались попытки взять ее под контроль. В развитом обществе, где
существует писаный кодекс законов, дело об убийстве рассматривает суд: в
соответствии с определенными юридическими нормами судья определяет меру
наказания (при этом обязательно оценивается тяжесть преступления) — и
наказание венчает все дело.
Вовсе не обязательно, что под наказанием всегда понимается смертный
приговор: бывает непреднамеренное убийство, убийство в состоянии аффекта,
убийство при самообороне и так далее. В библейском стихе о градациях нет и
речи, и это также свидетельствует об очень примитивной стадии, на которой
находилось человеческое общество.
Этот стих часто использовали для оправдания смертной казни; из него также
можно сделать вывод, что убийство не так уж и плохо (по меньшей мере,
искупимо), если при этом не проливается кровь. Так, Одо, епископ Байё,
единокровный брат Вильгельма Завоевателя, шел на бой, вооружившись только
булавой. Сотрясение мозга как метод убийства казалось ему более богоугодным
делом, чем употребление мечей, копий и стрел, то есть оружия, созданного для
кровопролития.
7. вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и
умножайтесь на ней.
8. И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
263. В «Яхвисте» решимость бога не уничтожать вторично дело рук своих —
результат молчаливого размышления (Быт. 8:21). Здесь же, в «Жреческом
кодексе», бог сообщает о своем решении непосредственно Ною и его сыновьям.
«Жреческий кодекс» стремится обставить дело законным образом, поэтому между
богом и Ноем заключается нечто вроде соглашения (завет).
9. вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
264. В каком-то смысле запрет на поедание плодов с дерева познания тоже был
соглашением. Адам пообещал не есть плоды, а бог взамен сделал так, чтобы в
мир не вошла смерть. Отведав плод, Адам нарушил соглашение.
Теперь соглашение формулируется заново в более позитивном смысле. Ной и его
сыновья должны соблюдать запрет на убийство и употребление в пищу крови, а
бог за это обещает не разрушать мир и не покушаться на жизнь.
10. и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со
всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со
всеми животными земными;
265. Здесь фраза составлена так, будто бог соглашается сохранить каждый вид,
и действительно, люди в прошлом считали, что все виды не только существовали
от века, но будут продолжать существовать до самого конца мира. Однако ныне
мы знаем, что множество видов уже вымерло и много видов вымирает ежегодно —
как правило, в результате деятельности человека.
11. поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть
водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
266. Поскольку совершенно очевидно, что люди, вообще говоря, никогда не
подчинялись запретам на убийство и употребление в пищу крови, мы можем
предположить следующее: начиная с Ноевых времен, бог стал удовлетворяться
только лишь наказанием грешника и отказался от мысли насылать кару на
«всякую плоть», как было раньше. Более того, бог отверг потоп как средство
казни, хотя, видимо, все остальные методы остались в его распоряжении.
267. С научной точки зрения, обещание не насылать потоп имеет под собой все
основания, потому что в Ноевы времена на Земле не было — да и поныне нет! —
такого количества воды, чтобы обеспечить потоп.
Если, однако, в слово «земля» мы будем вкладывать тот же смысл, что и
шумеры, то есть долина Двуречья и прилегающие территории, то увидим, что
обещание не было сдержано. На протяжении последних четырех тысяч лет здесь
происходили бесчисленные наводнения. Некоторые из них унесли больше жизней,
чем знаменитый шумерский потоп, который разразился в 2800 (или около того)
году до нашей эры. В сущности, каждый год на Земле где-нибудь да происходит
наводнение.
12. И сказал (Господь) Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между
Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды
навсегда:
268. Для того чтобы придать соглашению законную форму, богу нужно скрепить
договор доказательством, и он тут же являет его в виде атмосферного явления.
13. Я полагаю радугу Мою в облаке269, чтоб она была знамением (вечного)
завета между Мною и между землею.
269. Этот стих можно истолковать таким образом, что бог — после того как
вернул во вселенную, хотя бы частично, хаос на время потопа — теперь задним
числом пытается устранить недоделки и создает радугу, которой раньше не
было. С другой стороны, легенда о сотворении, изложенная в «Жреческом
кодексе", гласит, что вселенная была «завершена», следовательно, можно
предположить альтернативную версию: радуга существовала еще до потопа, но
сейчас ей предуготовано новое назначение.
Радуга всегда вселяла в сердца людей восхищение и благоговение; ее форма и
положение в небе наталкивали на мысль, что она может служить мостом, удобным
средством сообщения между небесами и землей. В греческих мифах посланник
богов Ирис спускается на землю по радуге. В сущности, «Ирис» и означает
«радуга». В скандинавских сагах радуга также играет роль моста, по которому
боги нисходят на землю. Вечером того дня, когда произошла заключительная
битва между богами и силами зла, радуга-мост разламывается от громового
топота коней, на которых скачут герои Валгаллы.
На самом деле из научных опытов мы знаем, что радуга — это спектр,
разложение белого цвета (который представляет собой мешанину волн различной
длины) на составляющие — от самых коротких волн оптического диапазона,
которые мозг воспринимает как фиолетовый цвет, до самых длинных — этот край
спектра окрашен для нас в красное. Радугу можно воспроизвести с помощью
трехгранных стеклянных призм или иных оптических устройств. После дождя в
воздухе остаются крошечные капельки влаги, каждая из которых играет роль
миниатюрной призмы. Все вместе они производят эффект радуги, для этого
потребны только солнце, воздух и водяные капельки — компоненты, которые, вне
всякого сомнения, существовали за миллиарды лет до того, как на Земле
появился род человеческий.
14. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга (Моя) в
облаке;
15. и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою
душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление
всякой плоти.
16. И будет радуга (Моя) в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный
между Богом (и между землею) и между всякою душею живою во всякой плоти,
которая на земле.
17. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и
между всякою плотью, которая на земле
270. В этом отрывке весьма много повторений. Создается впечатление, что богу
очень важно уверить все живое в неколебимости своих намерений:
ведь один раз он уже благословил животных (включая и человека), пожелав им
плодиться, размножаться и наполнять мир, а затем перечеркнул благословение,
наслав всемирный потоп,— поэтому теперь он повторяет одну и ту же мысль
несколько раз.
18. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был
отец Ханаана.
271. Здесь инициатива рассказа снова переходит к «Яхвисту», и в данном
контексте отсылка к Ханаану кажется неуместной и необязательной.
Однако библейские авторы интересовались главным образом историей народа
израилева, а израильтяне жили в земле Ханаанской по праву завоевателей.
Библия исповедует теологический подход к истории — то есть считается, что
все события происходят по воле бога и, таким образом, основываются на высшей
справедливости. Счастливый поворот судьбы — это результат повиновения
божественному закону; беды и несчастья — следствие неповиновения. Раз земля
Ханаанская была завоевана и раз люди, которые там жили раньше, были
порабощены израильтянами,— значит, подразумевается в Библии, это следствие
какого-то злодеяния, совершенного ханаанитами или кем-либо из их предков.
Ханаан, сын Хама и внук Ноя,— это эпонимический предок ханаанитов, и,
поскольку впереди будет событие, которое послужит оправданием порабощения
ханаанитов, в повествование вводится Ханаан.
19. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
272. Выражение «вся земля» столь же наивно понимать здесь в буквальном
смысле, как и в рассказе о потопе.
Дальнейшие детали ясно дают понять, что библейские авторы описывали только
те территории, которые мы сейчас объединяем понятием «Ближний и Средний
Восток», то есть области, им хорошо знакомые. Нет никаких указаний на то,
что авторы знали об Америке, Австралии или отдаленных островах или хотя бы о
дальних пределах Европы, Азии и Африки.
Еще более сузим географию: сомнительно, чтобы и на Ближнем Востоке шумерский
потоп сократил численность населения до одной-единственной семьи. Египет,
Малая Азия, Крит и прочие области обладали весьма высокой плотностью
населения и до и после потопа, причем там не обнаруживается ни малейших
следов какого бы то ни было катастрофического стихийного бедствия.
20. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
273. Обычно считается, что этот стих указывает на Ноя как на первого
виноградаря. На самом деле культивирование винограда началось задолго до
Ноя, так же как земледелие развилось задолго до Каина (если предположить,
что и Ной и Каин действительно жили в те сроки, которые называет Библия).
Египетские хроники, датируемые 2400 годом до нашей эры (примерно в это
время, по библейской хронологии, и произошел потоп), уже ссылаются на
виноградарство как на древнюю и хорошо развитую область приложения рук
человеческих.
21. и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
274. Традиционно принято считать, что Ной, не подозревавший о действии вина
на организм, вошел во вкус и выпил больше, чем следовало. Очень может быть,
что в доисторические времена именно так и был открыт алкогольный эффект
вина.
275. Фрукты начинают бродить при определенных условиях. Будучи съедены, эти
фрукты производят определенное действие, которое порой воспринималось как
очень желанное. Потеря трезвого восприятия окружающей реальности, вполне
возможно, истолковывалась как перенос в сверхъестественный, божественный
мир. Люди сначала научились отыскивать забродившие фрукты, а потом придумали
способы подстегивания процесса брожения; развились религиозные празднества,
главным обрядом которых было массовое распитие вина. (Примером может служить
культ Диониса у греков.)
Иные люди в наши дни добиваются того же с помощью диэтиламида лизергиновой
кислоты, более известного как ЛСД. Галлюциногенная природа этого препарата
была открыта совершенно случайно — при химических опытах. Новое свойство
быстро нашло применение — на ЛСД набросились люди, которые в разрушении
собственного мозга находят важный и ценный смысл; сам же процесс потребления
наркотика облекся в форму квазирелигиозного ритуала.
Возможно, данный стих — все, что осталось от еще более древней легенды,
которая повествовала об участии Ноя в шумных дионисийских празднествах; не
исключено, что шокированные библейские авторы в значительной степени
смягчили тон рассказа.
22. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум
братьям своим.
276. Снова упоминается Ханаан. Бытует мнение, что главный негодяй во всей
этой истории не Хам, а Ханаан. В таком случае трудно понять, почему бы
библейским авторам не сказать об этом прямо. В их интересах было сделать
Ханаана как можно более отвратительным.
277. Выражение «увидел... наготу отца своего» вполне может быть эвфемизмом,
за которым скрывается нечто более постыдное, чем просто созерцание
(возможно, случайное) обнаженного отца в пьяном беспамятстве. Не исключено,
что Хам, наблюдая за участием отца в дионисийской оргии, присоединился к
нему или же, что еще хуже, выступил в роли подстрекателя.
278. Впрочем, неважно, что именно содеял Хам, важно, что он счел это
отменным развлечением и даже пригласил Сима и Иафета — видимо, ожидая, что
те присоединятся к веселью. Легко понять, что это лишь усилило оскорбление и
увеличило состав преступления.
23. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и
покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали
наготы отца своего.
24. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын
его.
279. Выражение «сделал над ним» можно просто отнести к тому факту, что Хам
(или Ханаан), увидев отца в позорном состоянии, посмеялся над ним.
Однако есть основания считать, что здесь сокрыто нечто большее — и худшее. В
книге Левит выражение «открыть наготу» служит эвфемизмом для полового акта.
Там мы читаем: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен
приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь. Наготы отца твоего и
наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее» (Лев.
18:6—7). Этот и последующие стихи воспрещают кровосмешение. Мог ли Хам (или
Ханаан) воспользоваться опьянением Ноя и совершить с ним половой акт?
Некоторые исследователи полагают даже, что здесь имела место кастрация.
В мифах встречаются случаи кастрации. Наиболее известен греческий миф, где
Кронос кастрирует своего отца Урана и захватывает власть над Вселенной. (В
сущности, кастрация в мифологическом смысле означает, что правитель больше
не может выполнять свои мужские функции, и его можно дисквалифицировать,
освободив от занимаемой должности. Помимо прочего, он теперь лишен
возможности производить потомство, которое впоследствии могло бы заявить о
своих правах на наследство.)
Могло ли быть так, что Хам (или Ханаан) попытался кастрировать Ноя, стремясь
узурпировать власть над миром (все еще малонаселенным после потопа), но что
Сим и Иафет, объединившись, воспрепятствовали этому? Впрочем, все это чисто
умозрительные построения, и буквальное прочтение Библии не дает нам
оснований приписать Хаму большую вину, чем случайное подглядывание.
280. Имена сыновей Ноя всегда стоят в таком порядке: Сим, Хам, Иафет, посему
традиционно считается, что Хам — второй, то есть средний сын. Однако
еврейское выражение, стоящее в этом месте, означает «младший сын».
Возможно, это ошибка какого-нибудь древнего переписчика, которую все
последующие переписчики добросовестно повторяли. Некоторые комментаторы
полагают, что «меньший сын» означает «внук» и, таким образом, речь идет о
Ханаане. Однако, как мы позднее увидим, у Хама было четыре сына, и Ханаан —
младший из них, так что, вполне возможно, герои всей этой истории — не Ной и
Хам, а Хам и Ханаан. Впрочем, бесполезно пытаться разрешить это
противоречие, основываясь на свидетельстве одних только библейских стихов.
25. и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
281. Еще одно указание на то, что в изначальной версии легенды участвовал не
Хам, а скорее Ханаан. Впрочем, не исключено, что библейские авторы
стремились впутать в эту историю Ханаана из далеко идущих целей.
Находятся люди, которые считают, что Хам был черным и, таким образом,
проклятие служит для того, чтобы оправдать порабощение негров. Даже если
признать этот аргумент допустимым, из дальнейшего текста явствует, что Хам
не был черным. В следующей главе описываются потомки Хама — это хорошо
известные древние народы, которые вовсе не отличались черным цветом кожи.
26. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27. да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан
же будет рабом ему.
282. Никто еще не смог объяснить этот стих или предложить ясное толкование
того обстоятельства, что Иафет вселился в шатры Симовы. Вероятно, что-то
было опущено или искажено при переписке — в таком случае, бесполезно ломать
голову над смыслом этого стиха.
28. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
29. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.
283. Ной — это последний персонаж Библии, о котором говорится, что он прожил
более девятисот лет. Всего было семь таких персонажей: Адам, Сиф, Енос,
Каинан, Иаред, Мафусал и Ной. Отныне продолжительность жизни будет
мало-помалу сокращаться, пока не достигнет нынешней нормы.
В этом вопросе «Жреческий кодекс» также весьма осторожен. Ведь Ут-Напиштиму
боги все-таки даровали бессмертие после потопа. А вот Ною — нет. Он даже
прожил меньше, чем его дед Мафусал.
|