4. БИБЛИЯ И НЕКОТОРОЕ ВОПРОСЫ ЛИЧНОЙ МОРАЛИ
Нравственные нормы личного поведения человека менялись на протяжении истории
человечества в соответствии с изменением общественных условий. То, что в
условиях первобытного или рабовладельческого общества считалось вполне
нравственным, в наше время может выглядеть как совершенно неприемлемое в
нравственном отношении, и наоборот. Неудивительно, что на протяжении того
большого исторического периода, в течение которого создавались библейские
книги, в них нашли свое отражение самые различные морально-этические
взгляды.
Однако верующий человек подходит к Библии совсем не так. Возьмем, например,
вопрос о моральном облике Авраама или любого другого из ветхозаветных
патриархов. Если мы хотим подойти к нему научно, мы должны рассмотреть его в
связи с условиями общественного бытия того времени. Тогда окажется, что
черты морального облика данного человека находятся в непосредственной
зависимости от этих условий. Для верующего человека такой исторический
подход неприемлем. Библейские патриархи в его глазах – абсолютные
совершенства, до того праведные, что бог избрал их орудием своей
деятельности среди остальных людей. Значит, их моральный облик есть образец,
которому должен следовать каждый верующий. Посмотрим же, каков этот образец.
Начнем с некоторых вопросов семейной морали.
Отношение к женщине
Из Библии не видно, за что бог так возлюбил Авраама, за что сделал его
потомков своим избранным народом. Ни о каких проявлениях особо праведной
жизни этого человека в Библии не рассказывается. Зато там приводятся
некоторые детали его биографии, которые нельзя назвать иначе, как
постыдными.
Когда Авраам со своей семьей прибыл в Египет он выдал свою жену Сарру за
сестру, с тем чтобы не мешать египтянам вступать с ней в интимные отношения.
А это ему было нужно для того, чтобы в полной безопасности была его жизнь.
Сарра "взята была в дом фараонов", "и Аврааму хорошо было ради нее; и был у
него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки и верблюды"
(Бытие, гл.XII, ст.15-16.). Так торговал великий праведник своей собственной
женой, получая чистоганом – мелкий и крупный скот, лошаков и верблюдов.
Интересно, как отнесся к создавшейся деликатной обстановке сам бог. Он
рассердился и "поразил тяжкими ударами"... но не Авраама, а "фараона и дом
его" (Там же, ст.17.). Какое воспитательное воздействие может иметь пример
гнусного поведения человека, которого изображают замечательным праведником,
да еще к тому же описание того, как бог наказал не этого основного
виновника, а человека невинного?
Любопытно, что торговля собственной женой практиковалась Авраамом, как видно
из Библии, не один раз. В той же книге Бытия рассказывается, как Авраам
пытался совершить с герарским царем ту же сделку в отношении Сарры, какую он
совершил с фараоном, и как этому помешало только вмешательство бога, который
пригрозил смертью царю, если он посмеет дотронутся до Сарры. Авраама божья
кара не касается, он и здесь оказывается совершенно праведным человеком,
хотя вина за все лежит только на нем. История с торговлей собственной женой
еще раз повторяется в Библии, но уже в отношении сына Авраама Исаака,
который, как рассказывается там, идет по стопам своего отца и тоже, выдавая
свою жену Ревекку за сестру, пытается торговать ею (См. там же, гл.XXVI,
ст.7-8.). Правда, здесь говорится не о материальных благах, которых
добивался Исаак, а о страхе его за свою жизнь: как бы люди, которым
понравится его жена, не захотели убить его, чтобы владеть ею. Но и это не
свидетельствует о великой доблести праотца Исаака.
Как правило, в Библии изображается жизнь божьих избранников и любимцев
весьма нелестно. Праведником, например, являлся племянник Авраама Лот,
которого бог спас при разрушении Содома и Гоморры. Бог решил истребить
население этих городов за то, что оно погрязло в разврате, но спасти при
этом Лота с его семьей. Это и было сделано, правда, не без ущерба для семьи
Лота: его жена, не сумевшая преодолеть женского любопытства, оглянулась
назад вопреки запрещению и превратилась в соляной столп. Но так ли уж был
праведен сам Лот, которого спас бог и который не пострадал? Он "только"
сожительствовал со своими двумя дочерьми... (См. Бытие, гл.XIX, ст.31-36.)
Вообще поведение ветхозаветных праведников в отношении к женщине выглядит
весьма не праведно. Родоначальник и глава крупнейшего из еврейских "колен"
Иуда, увидев на улице "блудницу", немедленно вступает в переговоры,
сторговывается о цене и сходится с ней; потом оказывается, что это его сноха
(См. там же, гл.XXXVIII, ст.15-18). Многоженство у ветхозаветных праведников
– совершенно обычная вещь. У Авраама, судя по Библии, было две или три жены,
одна из них, Сарра, считалась полноправной, другие наложницами (См. там же,
гл.XVI, ст.3.). У Иакова было две жены и две наложницы (См. там же, гл.XXIX,
XXX.). У Моисея было две жены (См. Исход, гл.II, ст.21; Числа, гл.XII,
ст.1.). У Давида было шесть жен и 10 наложниц (См. II книгу Царств,
гл.III.). Все рекорды побил, однако, царь Соломон, у которого было не более
и не менее, как 700 жен и 300 наложниц (См. III книгу Царств, гл.XI, ст.3.).
Мы упомянули выше о царе Давиде с его женами и наложницами. Библия сообщает
и о том, какими способами он завоевывал приглянувшихся ему женщин.
Удивительно просто, как о чем-то вполне естественном она рассказывает о
таком деянии праведника Давида, всегда "ходившего перед господом". "Однажды
под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался по кровле царского дома и
увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И
послал Давид разведать, кто эта женщина. И сказали ему: это Вирсавия, дочь
Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к
нему, и он спал с нею" (II книга Царств, гл.XI, ст.2-4.). Но этого было
Давиду мало: он решил убить мужа Вирсавии. Несчастный был отправлен на войну
с письмом к командующему, а в письме было написано, по Библии, следующее:
"Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него,
чтоб он был поражен и умер" (II книга Царств, гл.XI, ст.15.). Все было
разыграно, как по нотам: Урия был предательски погублен, а Вирсавия стала
добычей праведного царя, настолько благочестивого, что ему приписывается
авторство псалмов.
Следует сказать, что Библия осуждает поступок Давида с Вирсавией и Урией.
Больше того, она рассказывает о том, как бог покарал за него Давида:
"поразил господь дитя, которое родила жена Урии Давиду" (Там же, гл.XII,
ст.15.). Не Давид понес наказание, а дитя, которое уж никак нельзя считать
виноватым в том, что оно появилось на свет. Что же касается самого
преступника, то... "утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней, и спал
с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя Соломон. И господь возлюбил его"
(Там же, ст.24.). Первого возненавидел так, что убил немедленно после
рождения, а второго столь же немедленно возлюбил... Логики в этих поступках
бога не видно никакой, но в данном случае нас интересует другое – вопрос о
том, как выглядит моральный облик библейских праведников.
Как было уже сказано выше, если подойти к этому вопросу научно, то ничего
удивительного в безнравственных, с нашей точки зрения, поступках библейских
героев не окажется. В те времена, к которым относится библейское
повествование, эти поступки считались нравственными или, во всяком случае,
не так уж сильно нарушающими нравственные нормы. В период разложения
родового общества и складывавшегося рабовладельческого строя женщина
считалась не полноправным человеком, а собственностью главы рода или семьи.
Иметь несколько жен и наложниц считалось не менее естественным, чем иметь
определенное количество скота. Подходя к вопросу исторически, мы это
понимаем. Но принимать это за норму поведения – кому придет в голову такая
мысль? Между тем религия учит видеть именно в жизни библейских героев
образец морального поведения!
Проповедь себялюбия
Какие бы мы ни взяли стороны личности человека, образцы, находимые в Библии,
никак не дают того идеала, которому следует подрожать, на который можно было
бы равняться.
Библейские праведники – прежде всего эгоисты, себялюбцы. Мы нигде не найдем
в Библии рассказа о том, чтобы тот или иной поступок делался человеком для
другого человека из любви к нему. Когда в евангелиях говорится о любви к
ближнему, то это остается словами, а вся Библия, как и религия вообще,
направлена против существа этого лозунга, против содержания этих слов.
Почему надо любить своего ближнего? Потому, что за это полагается награда на
том свете. Это "любовь" с корыстной целью.
Основной заботой для верующего человека является спасение его души. С
учением религии о боге это, правда, плохо вяжется. Почему, в самом деле,
всеведущий и всемилостивый бог создал мир таким образом, чтобы человеку
приходилось постоянно опасаться за судьбу своей души? Ведь буквально из-за
любого пустяка ему грозят вечные мучения в геенне огненной! И когда человек
умирает, близкие его должны прилагать очень серьезные усилия, чтобы избавить
его от печальной участи прозябания в юдоли плача, – только соответствующее
количество панихид и других заупокойных молитв в состоянии "упокоить"
несчастную душу. Это учение подрывает миф о всемогуществе бога: он не смог
создать такого мира, в котором людям жилось бы не то чтобы очень хорошо, а
просто нормально, без вечного страха за будущее своей души. Но в данной
связи нас интересует другой вопрос: это учение совершенно обесценивает
евангельские призывы к любви, ибо придает им характер призывов к любви по
расчету.
Надо прощать людям нанесенные ими обиды. Почему? Потому, что "если вы будете
прощать людям согрешения их, то простит и вам отец ваш небесный; а если не
будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит вам согрешений
ваших" (Евангелие от Матфея, гл.VI, ст.14-15.). Совершил доброе дело –
значит, заработал благо на том свете. Этих благ там можно скопить очень
много, ибо там их ни ржавчина не есть, ни воры не крадут. Верующий и должен
копить добрые дела, это даст ему спокойную жизнь на том свете. Разве это не
идеология себялюбца, думающего только о себе и своем будущем?
Даже апостолы Христа расчетливо соображают, достаточную ли они получат плату
за то, что примкнули к новому учению. Апостол Петр ставит Иисусу вопрос в
упор: "вот, мы оставили все и последовали за тобою; что же будет нам?" И
Христос дает ему точную справку: "вы, последовавшие за мною, – в пакибытии,
когда сядет сын человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на
двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто
оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или
детей, или земли, ради имени моего, получит во сто крат, и наследует жизнь
вечную" (Евангелие от Матфея, гл.XIX, ст.27-29.). Прямой расчет примкнуть к
новой религии!
Библия учит людей жадности не только в отношении царства небесного, но и в
отношении самых обычных земных благ.
Алчность; стремление к наживе
Мы приводили выше евангельскую притчу о талантах; ее непосредственный смысл
заключается в пропаганде стяжательства, в жадном кулацком азарте наживы.
Больше того, в ряде мест Ветхого Завета людям прямо рекомендуется самый
обычный грабеж.
Когда евреи собирались уходить из Египта, бог инструктировал Моисея: "Внуши
народу (тайно), чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней
своей выпросили серебряных и вещей золотых" (Исход, гл.XI, ст.2.). Так и
было сделано: "И сделали сыны израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян
вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу
(своему) в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян" (Там же,
гл.XII, ст.35-36.). Самая обычная жульническая проделка, за которую
привлекают к уголовной ответственности. А здесь сам бог учит людей
преступлениям. И почему-то это должно считаться нравственным и даже
священным!
Большим специалистом по части обирания людей Библия изображает Иосифа, сына
Иакова. При помощи одной ловкой спекулятивной комбинации он буквально
обобрал весь Египет и превратил египтян в фараоновых рабов.
Разгадав знаменитый сон фараона с семью коровами тощими и семью жирными,
Иосиф понял, что семь ближайших лет будут урожайными, после чего последует
семь лет неурожайных. В течение урожайных лет он скупил по низким ценам
огромные массы зерна – "весьма много, как песку морского, так что перестал и
считать" (Бытие, гл.XLI, ст.49.). А когда наступили голодные годы, он
использовал свои запасы для ограбления и закабаления египтян. Вот как об
этом рассказано в Ветхом Завете: "И не было хлеба по всей земле; потому что
голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля
Ханаанская. Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в
земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом
фараонов. И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все
Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред
тобою, потому что серебро вышло у нас? Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и
я буду давать вам (хлеб) за скот ваш, если серебро вышло у вас. И пригоняли
они к Иосифу скот свой; и давали им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада
мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов" (Там же, гл.XLVII,
ст.13-17.). Когда же у египтян ничего не осталось, кроме земель, "продали
Египтяне каждый сове поле; ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.
И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого" (Там же,
ст.20-21.).
Самый крупный и самый бессовестный кулак и ростовщик мог бы позавидовать
тому, как Иосиф провел эту кабальную операцию. Правда, он это сделал не в
свою пользу, а в пользу фараона, но нам представляется, что такой образец
верноподданнического рвения ничем не лучше, чем любые "подвиги" любых других
царских прихлебателей всех времен и народов, направленные на то, чтобы всеми
правдами и неправдами ограбить и поработить народ. Здесь это было достигнуто
при помощи классических приемов ростовщического вымогательства. А делал это
один из излюбленных героев библейского повествования, праведник, которому, с
точки зрения религии, надо подражать...
Есть в Библии и еще более яркие примеры.
Когда бог, рассказывается в Библии, привел евреев в Ханаан, он отдал им всю
страну с землями и городами, садами и виноградниками. Дело было только за
тем, чтобы истребить хозяев всего этого добра – людей, которые своим трудом
все создали, и воспользоваться их имуществом. Так и было сделано при
непосредственной помощи самого бога. И бог через Иисуса Навина напоминает об
этом людям: "И дал я вам землю, над которою вы не трудились, и города,
которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов,
которых вы не насаждали, вы едите плоды" (Книга Иисуса Навина, гл.XXIV,
ст.13.). Оказывается, убивать людей и пользоваться потом их имуществом –
вполне согласуется с библейской моралью!
Вероломство и коварство
Вернемся к истории исхода евреев из Египта. Фараон не отпускает их. Почему?
Потому что бог специально внушает ему такое упорство. "Я ожесточу, – говорит
он Моисею, – сердце фараоново, и явлю множество знамений моих и чудес моих в
земле Египетской. Фараон не послушает вас, и я наложу руку мою на Египет"
(Исход, гл.VII, ст.3-4.). Потом бог удовлетворенно говорит: "упорно сердце
фараоново; он не хочет отпустить народ" (Там же, ст.13-14.). Много раз
повторяется, что бог ожесточает фараоново сердце и, для того чтобы смягчить
это им же ожесточенное сердце, бог насылает на фараона и на египтян
всевозможные "казни", вплоть до поголовного истребления всех первенцев. За
что, собственно, бог наказывает египтян? За то, что он же искусственно
вызывает непримиримость фараона? А причем тут египтяне, которые так жестоко
наказываются при этом?! Если брать бога за образец нравственного и
достойного поведения, то надо, видимо, следовать ему и в таких поступках. А
что в них хорошего?
В истории исхода евреев из Египта обращает на себя внимание еще одно
обстоятельство. Всемогущий бог, конечно, может заставить египтян отпустить
евреев из плена. Однако он не делает этого, а людей, которых он хочет
освободит, учит, как добиться обманными путями своего освобождения. Он
приказывает, например, Моисею сказать фараону, что евреи хотят отправится в
пустыню только на три дня, чтобы принести там жертву богу. На самом деле они
должны, обманув египтян, уйти навсегда. Избранному народу, таким образом,
дается урок лжи и вероломства.
Вспомним кстати, как евреи при исходе из Египта обобрали египтян. Вместо
того, чтобы прямыми и честными путями добиваться удовлетворения своих
требований, люди, наученные богом, ведут какую-то жульническую игру,
которая, кстати сказать, совсем не вызывается необходимостью. Неважный,
мягко выражаясь, урок нравственного поведения...
Все библейское учение о боге буквально насыщено представлением о нем как о
существе, которое непрестанно хитрит, всегда что-то выдумывает с тем, чтобы
"испытать" людей, насылает на них с этой целью всякие бедствия. Он схитрил
уже с Адамом и Евой, создав для них такие условия, при которых они
обязательно должны были согрешить. Ведь в качестве всеведущего он заранее
знал, чем дело кончится! Да и все сотворение человечества выглядит, с этой
точки зрения, довольно странно: бог заранее знал, что творит людей
несовершенных и греховных, что он обречет их на всевозможные бедствия. В
книге Исаии он прямо говорит: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и
произвожу бедствия; я, господь, делаю все это" (Книга пророка Исаии, гл.XLV,
ст.7.). Допустим, что действительно это так. Но для чего же бог творит тьму
и бедствия? – этот вопрос был бы вполне резонным в устах каждого верующего.
Обычно бедствия, происходящие с людьми, приписываются защитниками религии
козням сатаны. Пресловутый змей, соблазнивший наших прародителей, тоже,
видимо, означает сатану. Но удивительно и непонятно отношение бога к этому
воплощению зла. Во-первых, по смыслу религиозного учения, бог же и создал
сатану, как и все его многочисленное воинство – чертей различных разрядов и
рангов. Правда, он создал их ангелами, и они только впоследствии
превратились в дьяволов, восстав против бога, но всеведущий бог не мог,
конечно, не предвидеть этого заранее. Значит, он сотворил источник зла
преднамеренно. Во-вторых, между богом и сатаной, по учению как иудаизма, так
и христианства, существует самое обыкновенное сотрудничество. Сатана со всем
своим штатом постоянно выполняет божьи поручения, приводит в исполнение
божьи приговоры, мучая осужденных грешников, и т.д. Это мы видели на примере
с Иовом. То же самое с учением о попущении богом зла на земле. Бог не мешает
злу творится на земле, ибо он предоставил человеку свободную волю и дает ему
вольный выбор между злом и добром, тем самым испытывая его. Но для чего
нужны ему эти испытания?
К тому же далеко не все церковники разделяют учение о свободе воли человека.
Есть течение, отстаивающее предопределенность каждого поступка человека и
каждого последствия этого поступка. Согласно ему, вообще все зло, творящееся
на земле, должно быть безраздельно отнесено за счет бога, за счет какого-то
совершенно непонятного его коварства и никому не нужной хитрости.
Примеры криводушия, вероломства, низкопробной хитрости встречаются в Библии
на каждом шагу. Мы приводили выше пример того, как сыновья Иакова
воспользовались простотой и доверчивостью жителей Сихема и, добившись того,
что те произвели над собой операцию обрезания, истребили их всех. Не очень
разборчивым в средствах изображает Библия и их отца Иакова. Он был младшим в
семье после брата своего Исава. Поскольку Исаву принадлежало "первородство",
он имел право на наследство. Иаков поставил себе целью захватить у брата
первородство. Для этого он первым делом ухитрился выманить у него самого за
чечевичную похлебку клятву о том, что он отказывается от первородства в
пользу Иакова. Но этого мало: нужно еще добиться благословения старика отца.
С помощью матери, такой же высоко чтимой верующими "праведницы" Ревекки,
Иаков бессовестно обманывает слепого отца, выдав себя за Исава и прибегнув
для этого к настоящему маскараду с переодеванием, чтобы старик на ощупь не
сумел обнаружить обман.
Библейские герои жестоки, развратны, страшно мстительны, вероломны,
неразборчивы в средствах. Но и в этом отношении, как и во всех других,
Библия не является исключением из остальных древних "священных" книг.
Образцы нравственности" в других древних религиях
Если рассмотреть под этим углом зрения ассиро-вавилонскую мифологию или мифы
древних греков, то мы увидим, что поведение богов там изображено тоже
достаточно странно.
Ассиро-вавилонские боги не менее, чем Яхве, жестоки, мстительны, хитры,
коварны. Любопытны, например, некоторые детали легенды о потопе,
рассказанной в табличках эпоса о Гильгамеше. Почему-то боги решили устроить
потоп и истребить таким способом весь род людской. Никакой мотивировки этого
решения легенда не содержит – очевидно, люди не считали, что боги принимают
свои решения на основании каких-то резонных соображений. И столь же
произвольно решил бог Эа спасти от гибели одного человека, по имени
Утнапиштим, вместе с его семьей и имуществом.
Когда бог Эа рассказал Утнапиштиму о грядущем потопе и посоветовал ему
устроить ковчег, Утнапиштим спросил бога, как ему быть с теми согражданами,
которые начнут его расспрашивать, для чего он строит ковчег. Бог советует
ему обмануть их, сказав, что он собирается уехать жить к океану. По этому
совету праведник сулит своим соотечественникам всякие блага в будущем и
привлекает их на помощь в строительстве ковчега. Весь народ Шуриппака строит
ковчег, даже малые дети вносят свою лепту труда. Простодушные люди с
радостью помогают обманщику спасти свою жизнь, не подозревая, что им всем
уготована гибель и что человек, которому они бескорыстно помогают, хорошо
это знает. Потом разыгрывается потоп, все человечество гибнет, остается в
живых только неизвестно чем понравившийся богу Эа Утнапиштим с семьей и
скотом.
Очень интересно описывается в мифе поведение богов во время потопа.
Оказывается, великие и бессмертные боги не только мстительны и кровожадны,
но и непостоянны в своих решениях, капризны, трусливы. Ниспослав на землю
потоп, они сами перепугались: "Боги испугались потопа и поднялись на небо
Ану; они присели в оцепенении, как псы". Довольно яркий образ, но как
непочтительно в отношении богов выглядит это место мифа! Дальше изображается
раскаяние, охватившее богов при виде тех бедствий, которые вызвал потоп.
Богиня Иштар начинает "вопить как рожающая", вместе с нею плачут и остальные
боги. А потом, когда потоп кончился и Утнапиштим вышел из ковчега и принес
им жертву, "боги обоняли воню благоухания; они собрались, как мухи, над
жертвователем". Явился, однако, бог Энлиль и разгневался по поводу того, что
Утнапиштим спасся от потопа. Тогда Эа обманул Энлиля, сказав ему, что
Утнапиштим во сне увидел грядущий потоп и понял тогда, что надо спасаться.
Этого оказалось достаточным, чтобы удовлетворить великого бога, и тот,
неизвестно за какие заслуги Утнапиштима, сделал его бессмертным.
Боги греческого пантеона изображены в мифах еще более красочно – как
жестокие, не очень умные, кровавые, развратные люди. Крон, отец Зевса,
оскопляет собственного отца Урана, съедает своих детей, как только они
рождаются, и лишь благодаря тому, что жене бога Рее удается обмануть его,
подсунув вместо младенца камень, завернутый в пеленки, младенец Зевс остался
в живых и, выросши, свергает своего отца Крона. В дальнейшем, как
рассказывается в мифах, обитатели Олимпа, в том числе и главный бог Зевс,
совершают поступки, которых никак нельзя назвать моральными.
Боги постоянно вмешиваются в земные дела, преимущественно для того, чтобы
ссорить людей между собой и вызывать среди них войны. Долголетняя и
кровопролитная война произошла из-за того, что, как рассказывается в мифах,
три богини поспорили между собой по "важнейшему" вопросу: кто из них самая
красивая. Для решения этого вопроса они привлекли земного юношу Париса, и
богиня Афродита в награду за то, что он признал ее самой красивой, дала ему
возможность похитить прекрасную Елену, жену спартанского царя Менелая. В
результате вспыхнула война. Афродита всеми силами помогала Парису и его
лагерю, остальные участницы "конкурса красоты", Гера и Афина, помогали
противоположному лагерю. Другие боги тоже не остались в стороне – вплоть до
того, что нередко самолично принимали участие в сражениях, причем иногда
даже бывали ранены обыкновенными смертными людьми...
Олимпийцы изображены в мифах часто воюющими и враждующими между собой. Их
взаимоотношения ничем не отличаются от взаимоотношений людей, в фантазии
которых возникли данные мифы. Характеры богов весьма разнообразны, им
соответствует и их деятельность. Есть среди небожителей такой
вор-рецидивист, как Гермес; он украл у Апполона золотые лук и стрелы, а
Ареса – меч, у Посейдона – трезубец и даже у самого Зевса умудрился стащить
его скипетр. Еще будучи грудным младенцем, он угнал у Апполона стадо коров.
В отличие от Гермеса бог Гефест – честный ремесленник-кузнец. Есть среди
богов пьяница Дионис. Главный же бог Зевс отличается своей склонностью к
романтическим похождениям как с богинями, так и с земными женщинами. Другие
боги и богини тоже весьма склонны к легкомысленному образу жизни: Афродита,
например, изменяет своему мужу Гефесту с Аресом.
Почему же религиозная фантазия изображает богов в таком совсем не
возвышенном виде? Потому, что человек всегда строил свое представление о
боге по своему образу и подобию. А этот образ и это подобие всегда отражали
наличный уровень развития производительных сил, характер существующих
производительных отношений и общественного строя, сложившиеся формы
общественного и личного быта, сложившийся умственный и моральный облик
людей. Таковы были люди, в сознании которых сложились мифы, и герои этих
мифов могли отличаться от людей того времени лишь настолько, насколько
религиозная фантазия в состоянии извратить отражение действительной жизни в
человеческом сознании.
То же относится и к библейскому образу бога Яхве. Почему он выглядит в таком
неприглядном свете? Разве не могли иудейские и христианские священники
изобразить в Библии своего бога образцом всех добродетелей?
Это было бы возможно только в том случае, если Библия создавалась бы той или
иной группой современных церковников единовременно и, так сказать, "по
специальному заказу". Но, как мы видели выше, она формировалась постепенно
на протяжении тысячелетия, и в ней отразились нравственные представления
людей того исторического периода, когда соответствующие библейские тексты
появлялись. Единственное, что могут теперь сделать церковники, – это
пытаться при помощи всяких натяжек и прежде всего при помощи произвольных
аллегорических "истолкований" придать нравственному облику библейского бога
и других библейских персонажей благообразный вид. Стоит, однако, подойти к
вопросу при помощи методов беспристрастного и научного исторического
анализа, как несостоятельность попыток приукрашивания библейского и всех
прочих богов делается очевидной.
Научить людей нравственному и достойному поведению на библейских примерах
даже в рамках и нормах, которые требуются религией, невозможно.
Не все, правда, решается примером. Можно сказать, что в Библии есть
определенные предписания, требования, заповеди, и что именно они учат
человека добру. Неважно, дескать, как ведут себя библейские герои, а важно,
чему учит Библия в своих поучениях. Попробуем рассмотреть вопроси и с этой
стороны.
Слово и дело
Свод нравственных правил Библии дан в знаменитых десяти заповедях. Мы уже
говорили о том, что в Ветхом Завете они содержатся в двух разных вариантах.
В данной связи это не имеет решающего значения, и мы возьмем те заповеди,
которые представляются наиболее соответствующими представлению о
нравственном поведении.
В самом деле, разве плохое нравственное правило – "не прелюбодействуй", т.е.
не развратничай? Не убивай, не кради, не произноси ложного свидетельства, не
желай имущества ближнего своего, почитай отца и мать – совсем, казалось бы,
неплохие нравственные нормы. И любой верующий или служитель религии скажет в
связи с этим, что нужно не критиковать эти библейские заповеди, а, наоборот,
пропагандировать их и распространять. Но дело обстоит здесь совсем не так
просто.
В заповеди сказано "не убивай", а люди, которые считаются образцом
выполнения заповедей, убивают на каждой странице Библии и в одиночку, и в
массовых масштабах. Сказано "не прелюбодействуй" – и тут же описывается
такая прелюбодейная практика самых "праведных" библейских персонажей, что и
сама заповедь выглядит каким-то пустым звуком. Не кради, не желай чужого
имущества – и в то же время праведники только и делают, что присваивают
чужое имущество, притом с полного благословения бога, а чтобы легче это было
осуществлять, владельцев имущества уничтожают, тоже с божьего благословения.
Такое систематическое и вопиющее расхождение слова с делом само по себе
влияет отрицательно на нравственность.
Когда человек видит, что на словах проповедуется одно, а на деле
практикуется нечто прямо противоположное, он перестает верить в какую бы то
ни было проповедь. Самые благонамеренные заповеди превращаются в его глазах
в пустую болтовню, которой не следует придавать значение. Слова для формы,
для "вывески", для обмана легковерных людей, а на деле – поступай, как тебе
выгодно и не стесняй себя никакими ограничениями. Лицемерие глубоко
развращает людей, оно лишает их не только определенных норм морали, но и
вообще всякой морали. Такой человек может с чувством проповедовать любые
заповеди, может произносить прочувствованные речи на возвышенные темы и в то
же время заниматься самыми грязными делами. Именно так поступает любой
ханжа, уверяющий всех в своей абсолютной преданности заповедям и без
колебания нарушающий их не только тайно, но иногда и явно.
То вопиющее расхождение слова с делом, которое мы видим в Библии, не может
научить людей ничему хорошему, оно в состоянии только научить их изощренному
лицемерию, воспитать в них лживость и ханжество. Дело, однако, не только в
расхождении слова с делом. Само это "слово" таково, что его никак нельзя
рассматривать как руководство к нравственному поведению.
Мораль рабовладельцев
Как мы уже говорили, не существует единой морали для всех времен, даже для
различных классов одного и того же общества. Это и имеется ввиду, когда мы
говорим, что мораль имеет исторический и в классовом обществе классовый
характер. Нормы морали, выраженные в Библии, носят на себе отпечаток той
эпохи, в которую соответствующие библейские книги возникали. Возьмем,
например, такую заповедь: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены
ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,
ничего, что у ближнего твоего" (Исход, гл.XX, ст.17.). Самый текст этой
заповеди ясно говорит о тех общественных условиях, в которых она возникла.
Это условия рабовладельческого общества, основанного преимущественно на
земледельческом производстве с применением тягловой силы волов и ослов;
женщина в этом обществе по существу является собственностью главы семьи
наряду с такой собственностью, как рабочий скот, жилище и т.д.
Любая другая из заповедей также исторически обусловлена. "Не укради" – это
значит не посягай на собственность рабовладельца. Заповедь "не убивай"
означала в условиях того времени запрещение не убийства вообще, но только
убийства своих соплеменников, а в еще более ранние времена – членов своего
рода. Заповедь о почитании родителей имеет в Ветхом Завете совсем другое
содержание, чем то уважение к старшим и к родителям, которое мы воспитываем
у нашего молодого поколения. Там это была норма родового строя требование
беспрекословного повиновения главе рода или семьи вплоть до того, что он
имел полное право принести своего сына или свою дочь в жертву богу или
богам, и никакое сопротивление несчастной жертвы не могло встретить
чьей-либо поддержки: в Ветхом Завете много рассказано о жертвоприношении
детей. Какой смысл имеют попытки доказать, что исполнение заповедей
библейской морали в наше время может иметь какое-то положительное значение?
|