Глава 12.
У ЦАРЯ ИРОДА ТОЖЕ ЕСТЬ НЕРВЫ.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и
послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет
и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Матфей, глава 2, стих 16
Между тем, как уже было сказано, царь Ирод прослышал о появлении на
свет маленького помазанника божия. По словам волхвов, которые, видимо, были
в курсе дела, новорожденному впоследствии суждено было стать царем
иудейским; сие означало, что ему, Ироду, грозило свержение с престола. Царь
был очень встревожен: как-никак он дорожил своей короной.
Царь Ирод велел пригласить к себе во дворец первосвященников и
книжников. Подробно рассказав им о посещении волхвов и о том, что они ему
сообщили, упомянув, в частности, случай с блуждающей звездой, он поставил
перед ними вопрос ребром:
- Что во всей этой истории соответствует истине? Первосвященники
ответили:
- Да, мы видели караван царствующих волхвов, мы видели на небе
блуждающую звезду, но мы не знаем, что это означает.
- Вы просто ослы! - гневно вскричал царь Ирод. - Подумать только,
волхвы, никогда не читавшие книг, ваших пророков, по движению светила
вычислили, что поблизости от Иерусалима должен родиться новый царь, а вы,
вы, которых учили уму-разуму в Иерусалимском храме, вы, которые назубок
знаете предсказания пророков, вы понятия не имеете о том, что должно
произойти! Да видано ли такое?! Вы, господа, даром деньги получаете! А ну-ка
живо растолкуйте мне смысл пророчеств, иначе не уйти вам от виселицы!
Книжникам и первосвященникам не улыбалась такая перспектива. Они притащили
все свои книги и принялись лихорадочно их листать. Ничто в Библии с
достоверностью не указывало на рождение иудейского царя в эпоху императора
Августа. Но раз уж надо было во что бы то ни стало угодить Ироду, они
перевели ему один отрывок из пророка Михея (глава 5, стих 2), где
говорилось: "И ты, городок Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами
Иудиными? Из тебя произойдет мне тот, который должен быть владыкою в Израиле
и которого происхождение из начала, от дней вечных".
Когда и как должен был родиться этот царь - об этом в пророчестве Михея
умалчивалось.
Опять-таки для того, чтобы не перечить Ироду, ученые иудеи высказали
мысль о том, что можно усмотреть совпадение между этим довольно туманным
предсказанием и алгебраическими выкладками волхвов.
- Хорошо, - подумал Ирод, - придется последить за Вифлеемом.
Он выпроводил священников, не сообщив им о коварном плане, который уже
обдумывал. А он действительно обдумывал коварный план.
Среди представителей иудейского духовенства по крайней мере один
человек мог достаточно точно осведомить царя Ирода по интересовавшему его
вопросу. Этим человеком был первосвященник Симеон, участвовавший в обряде
очищения Марии и принесения Иисуса во храм: ведь Симеона - читатель, должно
быть, помнит об этом - осенила благодать божья, и он с первого же взгляда
узнал мессию. Более чем вероятно, что Симеон присутствовал на собрании
первосвященников во дворце тетрарха. Почему же он не сказал о том, что было
ему известно? Ясно, что Яхве, который 2 февраля сделал его таким
разговорчивым, на сей раз заткнул ему рот.
Ирод решил дождаться возвращения волхвов, однако волхвы, повинуясь
небесному гласу, пошли другим путем, минуя Иерусалим.
Раздражаясь все сильнее и сильнее, царь Ирод кончил тем, что впал в
страшную истерику. Ярости его не было границ! Он перебил всю посуду,
отхлестал по щекам всех своих слуг, нагрубил ни в чем не повинной супруге,
повыдирал у себя на голове немало волос и даже вывихнул руку, размахнувшись
для того, чтобы ударить кулаком по зеркалу.
Он отправился в Вифлеем, взяв с собою палача и его помощников. Там Ирод
вызвал к себе именитых граждан.
- Не появлялись ли здесь за последнее время три восточных монарха? -
спросил он у них.
- Так точно, ваше величество, появлялись. Три монарха верхом на
роскошных верблюдах шли за какой-то звездой и проследовали в конюшню.
- В конюшню?
- Да-да, ваше величество, в конюшню, где поселился старичок со своею
женой, которая на днях родила ребенка.
- Вы в этом твердо уверены?
- Еще бы, ваше величество, в нашем городе нет и трех тысяч жителей, -
ответили именитые граждане. - Мы все тут друг друга знаем, и неужели вы
думаете, что появление трех приезжих монархов могло остаться незамеченным?
Мы порядком удивились, когда увидели, как три царя верхом на своих верблюдах
торжественно направились к конюшне!.. К самому что ни на есть захудалому
хлеву, устроенному в скале, где обычно держат свою скотину пастухи и бедные
крестьяне.
Ирод на минуту задумался, а потом возобновил свой допрос:
- Где же теперь три этих странных царя, что пошли к обитателям конюшни?
- Вот уж об этом мы, право, ничего не знаем. Они ни к кому не
обращались, ни у кого ничего не спрашивали, потому что целиком полагались на
свою звезду, и исчезли они так же неожиданно, как появились.
- А старичок и его жена с новорожденным младенцем все еще находятся в
конюшне?
- Нет, ваше величество, в одно прекрасное утро или, вернее сказать, в
одну прекрасную ночь они тоже исчезли. Одного беднягу угораздило оставить в
конюшне своего осла, так они и осла с собой увели. Мы, конечно, не знаем,
что это за семейка, но, видать, они люди непорядочные.
- Довольно! - пробормотал Ирод. - Вы скрываете от меня правду. Вы
прячете этого необыкновенного младенца, ради которого три царя прибыли
следом за своей звездой в Вифлеем.
- Мы клянемся вам, ваше величество...
- А я не верю! Из политических соображений я заинтересован в том, чтобы
этот ребенок не прожил ни одной лишней секунды, и мне необходима гарантия,
что он не уйдет из моих рук. Поэтому палач и его помощники, коих я имею
честь вам представить, сейчас же приступят к истреблению всех вифлеемских
мальчиков в возрасте до двух лет.
Поднялся общий вопль. Именитые граждане в слезах бросились к ногам царя
Ирода. Он был неумолим.
- Палачи! - крикнул он. - Вы слышали мой приказ? Приступайте же к
выполнению своих обязанностей!
Палачи тотчас бросились обыскивать две-три сотни домов, из которых
состоял городок, и, когда к вечеру солнце скрылось за горизонтом, они уже
справились со своим кровавым делом: в городишке, едва насчитывавшем три
тысячи жителей, было уничтожено, как утверждает церковь, двадцать тысяч
невинных младенцев.
Что касается бога-отца, то он и пальцем не пошевелил, чтобы
предотвратить чудовищную резню. Судьба невинных жертв царского гнева должна
была (так, по крайней мере, мне кажется) представлять особый интерес для
мало-мальски праведного судьи. Одного вздоха всемогущего было бы достаточно,
чтобы уберечь от смерти всех этих крошек, которые, здраво рассуждая, никак
не могли быть повинны в рождении Христа. Но бог Саваоф на сей раз не счел
нужным спуститься со своего облака и безучастно взирал на кровавую бойню.
|