Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Почему атеисты изображают православную церковь врагом просвещения? Разве не христианство принесло на Русь грамотность?
Введение христианства на Руси было, несомненно, прогрессивным явлением. Вместе с христианством и «священными» книгами на Русь проникли элементы более высокой греко-византийской культуры. Это способствовало распространению грамотности среди верхушки русского общества.

Но одно дело — научить человека читать, писать; совсем другое—что он прочитает, какие идеи усвоит. Вся беда и заключалась в том, что христианская церковь распространяла грамотность на Руси с религиозной целью. Грамотность была нужна для чтения Библии, для церковных служб и душеспасительных чтений жи-гий святых.

Конечно, по мере развития культуры и науки появилась и светская, нецерковная литература, но это уже не заслуга церкви. Распространение научных знаний и светской литературы происходило не благодаря, а вопреки церкви.

Нельзя забывать, что православие, будучи верным слугой самодержавия, стремилось держать народ в темноте и невежестве, резко возражая против распространения «богопротивных» научных и нерелигиозных книг. Вместе с царским правительством православная церковь ответственна за культурную отсталость нашей Родины до революции.

В разного рода пособиях для школьников содержались призывы любить «простыню (т. е. простоту) паче мудрости», учиться только «книгам благоденного закона», чтобы очистить душу от греха.

С точки зрения церковных идеологов, «богомерзо-стен перед богом всяк, любящий геометрию, и все душевные грехи учиться геометрии и еллинским книгам».

Реакционная роль православной церкви в деле просвещения народа особенно ярко проявилась в ее отрицательном влиянии на обучение в высших и средних учебных заведениях. Для церковников главное заключалось не в том, чтобы учащиеся приобрели знания, а в том, чтобы они росли набожными, воспитывались в духе преданности царю и церкви, в духе христианской морали. Духовенство требовало, чтобы в университетах «все положения науки основывались не на умственных, а на религиозных истинах».

Церковь внимательно следила за тем, чтобы преподаватели не позволяли себе вступать в противоречие с Библией, с христианскими догматами. «Виновных» в атеизме и свободомыслии изгоняли из учебных заведений и подвергали гонениям. Так, например, в 1879 г. учителя Егора Костина уволили за то, что он «распространял безверие как между учащимися, так и в среде взрослых крестьян». В 1880 г., как «человек неверующий», был уволен учитель Иван Покровский.

Выражая точку зрения реакционного духовенства, архиепископ подольский Иринарх писал, что «лучше иметь в учебных заведениях преподавателей с посредственными способностями и познаниями, но благочестивых, проникнутых духом христианским, нежели весьма ученых, но нечестивых, пропитанных началами неверия и вольнодумства».

В 1911 г. 38 процентов всех школ было подчинено непосредственно синоду. Главное внимание в этих школах сосредоточивалось на том, чтобы «воспитывать в детях страх божий, вселять любовь к церкви и преданность царю и отечеству». Большую часть времени в этих школах дети тратили на изучение «закона божьего», цер-ковно-славянского языка и церковного пения. Как правило, окончившие такие школы отличались малограмотностью.

Церковь всеми силами стремилась воспрепятствовать распространению образования и научных знаний среди трудящихся. Например, в начале 60-х годов XIX в. были закрыты воскресные школы для взрослых, так как духовенство нашло, что характер преподавания в них противоречит учению православной церкви.

Царизм всецело поддерживал церковь в этой деятельности. Не находя денег на развитие народного образования, царское правительство тратило большие средства на процветание церкви. Царское правительство и православная церковь были непосредственно виновны в том, что до революции в нашей стране на 100 человек населения было всего лишь 27 грамотных.

Православная церковь всегда была тормозом культурного прогресса. Когда на Руси возникло книгопечатание, церковники выступили против. Аналогичным образом церковники пытались расправиться и с таким мощным средством просвещения и воспитания народа, как кино. Появление кинематографа в конце XIX в. в России было встречено духовенством в штыки. Московский митрополит Владимир обратился с просьбой к градоначальнику «воспретить открывание электрических театров хотя бы поблизости церквей и монастырей». В 1898 г. религиозными фанатиками по наущению духовенства был сожжен кинематограф на Нижегородской ярмарке. В 1912 г. епископ Варнава чуть не предал анафеме тех, кто посещал кино.

Все эти факты показывают, какую мрачную роль сыграла православная церковь в деле культурного прогресса.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz