|
|||||
|
Вопрос - ответ |
Успехи науки и техники бесспорны. Но можно ли сказать, что наука и техника заботятся о человеческом счастье, как это делает религия? |
Отрицать успехи науки и техники в наши
дни дело безнадежное. Поэтому защитники религии пытаются принизить
научно-технические достижения путем Обходных маневров, переводя разговор в
сферу нравственных проблем. Они стараются доказать, что никакие земные
блага, добытые на основе развития науки и техники, не способны дать человеку
радость и счастье. Все это, мол, может быть достигнуто людьми только верой в
бога, на пути усвоения «религиозных истин». Более того, в богословских рассуждениях о влиянии научного и технического прогресса на различные стороны жизни человека и человеческого общества нередко можно встретить утверждения, будто научный и технический прогресс, как бесспорная истина современной эпохи, не только не приносит счастья и радости, но сопровождается невиданным падением нравственности, образованием пропасти между благами, созданными с помощью техники, и их использованием во вред человеку. Подобную мысль совсем недавно на страницах православного журнала высказал один из церковных иерархов. Другой его собрат высказался в том же журнале еще более откровенно, заявив, что прогресс в технике ведет к опустошению природы, ее богатств и в конце концов к истреблению рода человеческого. В таких случаях приводятся примеры из жизни капиталистического общества. Последнее действительно отличается хищническим истреблением природных богатств, использует достижения науки и техники для накопления средств массового уничтожения людей. Но разве можно распространять это на общество вообще, вне зависимости от его социальной, классовой природы? Ведь хорошо известно, что общества вообще не существует. В современном мире есть социалистическая система и система капитализма. И то, что характерно для капитализма, чуждо социализму. Коммунизм выполняет историческую миссию избавления всех людей от социального неравенства, от всех форм угнетения и эксплуатации. Создание материально-технической базы коммунизма позволит достичь изобилия материальных и духовных благ, осуществить великий принцип «От каждого — по способностям, каждому—по потребностям», а также коренным образом улучшить и облегчить условия труда и быта людей, сократить рабочий день, ликвидировать тяжелый физический труд. Само собой разумеется, что это предполагает и небывалое развитие науки и техники, постоянное совершенствование общественного производства. В нашей стране в условиях планомерного ведения хозяйства широкое использование достижений науки и техники позволяет быстрее поднять благосостояние народа, полнее удовлетворить его материальные и духовные запросы. Богословский вымысел о том, будто открытия науки и техники направлены на «физическое погубление человечества», не имеет ничего общего с социалистической действительностью. Не менее абсурдным является и утверждение о том, что счастье человеку может дать только религия. Хорошо известно, что все без исключения современные религии пропагандируют идею иллюзорного, призрачного счастья на небе, достигаемого исполнением долга перед богом. Земная жизнь объявляется только подготовкой к радостной загробной жизни, а страдание, унижение, бедность, болезни, скорбь и печаль— одним из главных условий получения вечного блаженства за гробом. В основе религиозных представлений о счастье лежит давно отвергнутая жизнью мысль о преимуществах благ небесных перед земными. Эта вредная мысль от начала до конца чужда интересам трудящихся. В капиталистическом мире она призывает людей смириться с существующим порядком вещей и безропотно ожидать, когда по воле бога им будет даровано обещанное церковью счастье. В нашем обществе религиозные представления о счастье духовно обезоруживают верующего человека, уводят его в мир несбыточных иллюзий, мешают ясно осознать пути и средства достижения наилучших условий жизни. Религиозные представления о счастье полностью игнорируют самые необходимые материальные потребности человека и, главное, те социальные условия, которые являются решающим условием удовлетворения этих потребностей. В самом деле, для того чтобы жить, человек должен есть, пить, одеваться, строить жилища, создавать все необходимые средства жизни, а не полагаться на пример «птиц небесных» или «лилий полевых». Иначе люди, в том числе и священнослужители, не только не смогут размышлять о том, что такое счастье и как его достигнуть, но не проживут и одного дня. Наша действительность сама по себе раскрывает ту очевидную истину, что создание лучших условий жизни обеспечивается постоянным ростом материальных и духовных благ общества. А добиться этого можно только в том случае, если каждый человек отдаст максимум своих творческих сил и способностей общему делу. Для этого необходимо также быстрое развитие производительных сил, внедрение в производство новейших достижений науки и техники. Жизненное изобилие не манна небесная. Оно не может быть достигнуто ожиданием помощи свыше, упованием на милость всевышнего, благими пожеланиями или аскетической жизнью. Только свободный труд людей, вооруженных первоклассной техникой, является условием успешной реализации планов жизненного строительства. |
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с |
©2005-2008 Просветитель | Карта Сайта Ссылки Контакты Гостевая книга |