|
|||||
|
Вопрос - ответ |
Религия утешает человека в его горестях и бедах. Разве это плохо? |
Христианские проповедники любят
превозносить религию как утешительницу в горестях и бедах. Этим они хотят
как бы доказать ее необходимость и полезность для человека. Но что представляет собой религиозное утешение? Какая польза от него людям? Духовенство постоянно поучало и поучает человека: «Если ты уверуешь в бога, земные муки будут казаться тебе радостью. Ты страдаешь на грешной земле, но зато будешь счастлив на небе. Помни слова Иисуса Христа, сына божьего: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», «Придите страждущие и обремененные, и я успокою вас». Примерами для подражания в таких случаях обычно служат различные праведники, угодники, мученики, тем себя и прославившие, что претерпели никому не нужные муки и лишения, гонения и болезни, голод и жажду. Страдание, с точки зрения христианства, не зло, а высшая добродетель, указывающая людям единственно правильный путь жизни во Христе, позволяющая им кратчайшим путем получить спасение и блаженство в раю. Раскрывая этот «сокровенный» смысл страданий и их последствий, призывая безропотно переносить скорби и муки ради высшей цели — веры в бога, церковь будто бы стремится избавить людей от подавленности и тоски. Идеологи христианства до сих пор твердят о необходимости страданий, о решающей роли религии в утешении людей. Более того, от них можно услышать, что благополучие и радость на земле мешают человеку обрести царство божье, являются препятствием на пути к спасению. И понятно почему. Ведь страдания, особенно тяжелые, длительные, нередко заставляют думать не столько о реальной, земной жизни, сколько об иной, лучшей жизни на небе. Именно в страданиях человек начинает осознавать свое бессилие, непреодолимую стихию событий и тем самым ищет утешения в боге. Поэтому церковь обращает особое внимание на страдающих людей, предпринимает все усилия для утешения человека извечным христианским тезисом: «Мир лежит во зле, ищите царства небесного и правды его». Главное в религиозном утешении — это обещание человеку спасения, достижения «вечной счастливой жизни» в «царстве божьем» за перенесенные страдания на земле. Сочетание этой иллюзии с проповедью терпения и покорности, смирения и непротивления всегда служило средством успокоения человека в условиях социальной несправедливости и было на руку угнетателям. Угнетатели призывали измученных людей к добровольному и радостному признанию существующего в классовом обществе неравенства, к безоговорочному подчинению жестокой и бесчеловечной власти, к терпеливому отношению к насилию и издевательству. А церковь за все это обещала прекрасную жизнь после смерти. В этом раскрывается лицемерный характер религиозного утешения. Оно зовет не к уничтожению условий, которые порождают страдания, а благословляет и освящает их всей системой религиозной идеологии. Тем самым утешение превращается в духовное оружие оправдания произвола и насилия над личностью, освящения эксплуатации и порабощения. Его содержание от начала до конца враждебно интересам человека. Обесценивая жизнь, прославляя ее наиболее отвратительные стороны, религия тем самым оправдывает любую мерзость реального мира, отнимает у человека самое дорогое — радость борьбы за свое действительное счастье. В жизни каждого из нас бывают трудные минуты, причиняющие душевную боль. Потеря родных и близких, увечье в результате несчастного случая, неразделенная любовь и т. п. могут вывести человека из душевного равновесия, породить у него уныние и разочарование. Как важно в таких случаях опереться на дружескую помощь и поддержку, почувствовать внимание и заботу со стороны окружающих людей! Что общего с таким гуманным отношением к человеку имеет религиозное утешение, говорящее о призрачном блаженстве на небесах? Подобное утешение всегда было направлено против действительных, земных интересов трудящихся масс. И в условиях социалистической действительности оно сохраняет свое антигуманное значение. Вместо активной деятельности в преобразовании мира, в преодолении жизненных трудностей, религия зовет человека «в молитве, в трудах по борьбе с грехом удостоиться созерцания тайны духовной жизни», проникнуться христианским принципом смирения в ожидании радостной жизни после смерти. Религиозное утешение в горестях и бедах не имеет ничего общего с реальными интересами людей, мешает им в борьбе за достижение счастья и свободы, а потому приносит им вред, а не пользу. |
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с |
©2005-2008 Просветитель | Карта Сайта Ссылки Контакты Гостевая книга |