Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

На каком основании атеисты утверждают, что религия унижает женщину?
В разного рода периодических и непериодических религиозных изданиях последних лет много внимания уделяется проблеме «женщина и религия». Церковные авторы стремятся доказать, что религия всегда проявляла большую заботу о женщине, всячески возвышала ее. В одной из статей, опубликованных в «Журнале Московской патриархии», утверждалось, будто всеми лучшими качествами своими женщина обязана именно христианству, которое якобы всегда стояло на защите ее прав, сыграло важнейшую роль в ее равноправии.

Подобные заявления, естественно, вызывают недоумение. Ведь хорошо известно, что именно религия веками провозглашала неравноправное положение женщины в обществе, объявляла ее существом греховным. А. М. Горький писал, что церковь является самым злобным врагом женщины, ибо именем божьим освящает ее бесправие. Достаточно обратиться к «священным» книгам любой религии, считающимся «боговдохновенными», т. е. продиктованными самим богом, чтобы составить себе представление о том, как религия в действительности относится к женщине.

Давайте перелистаем «священную» книгу христиан — Библию...

С первых же ее страниц, которые повествуют о сотворении богом мира и человека, мы сталкиваемся с неприкрытым презрением к женщине. Уже миф о сотворении человека несет в себе мысль о том, что женщина — существо неполноценное. Ведь даже создана она иначе, чем мужчина: если, по утверждению Библии, бог сотворил мужчину из праха земного, вдохнув в него бессмертную душу, то женщину он создал из ребра мужчины. Всю Библию красной нитью пронизывает мысль, что женщина — существо второго сорта, созданное для подчинения мужчине, для .угождения ему.

«Священная» книга христиан содержит миф о грехопадении первых людей. И основная вина за грехопадение возлагается в нем на женщину. Ведь это она не устояла перед искушением, послушала дьявола, явившегося в образе змия, вкусила запретный плод от древа познания добра и зла, а в довершение соблазнила и мужчину—Адама. Согласно Библии, грехопадение явилось причиной всех последующих бед человеческих. И виновата в этом прежде всего женщина. Потому-то бог и осудил всех женщин грядущих поколений на пожизненное подчинение мужчине, на страдания во время родов.

Этот миф служит оправданием множества унижающих женщину поучений, наставлений, которыми полна Библия: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как господу, потому что муж есть глава жены...» (Еф., 5:22, 23);

«Жена не властна над своим телом, но муж...» (1 Коринф., 7:4) и т. п.

Основываясь на Библии, христианское духовенство на протяжении многих веков хулило женщину в своих проповедях, оскорбляло, унижало ее. В трудах видных богословов нередко можно встретить прямо-таки сплошные укоры в адрес женщины.

Один из «отцов церкви», Тертуллиан, обращался к женщине с такими словами: «Женщина, ты должна ходить в печали и лохмотьях, с глазами полными слез раскаяния, чтобы заставить забыть, что погубила человеческий род. Женщина! Ты— врата адовы!»

А вот как определял положение женщины в семье Августин Блаженный: «Ни твоим платьем, ни твоим золотом и серебром, ни твоими деньгами или недвижимостью ты не должна распоряжаться без разрешения мужа... Не вправе замужняя женщина сказать: «Я делаю, что хочу, с моим имуществом», так как она сама не своя, а принадлежит главе, то есть своему мужу».

Об отношении христианской религии и церкви к женщине говорит еще такой яркий факт. В 585 г. в греческом городе Макаоне был созван церковный собор, который в течение длительного времени наряду с другими вопросами обсуждал вопрос, есть ли у женщины душа, иными словами, человек ли женщина. Только после многодневных споров христианский собор большинством в один голос вынес свое решение, что женщина обладает душой.

Существом подчиненным, существом второго сорта объявляют женщину и представители других религий. И они ссылаются на свои «священные» книги.

Миф о сотворении человека, который содержится в Коране — «священной» книге мусульман, во многом схож с библейским. Но если, согласно Библии, женщину сотворил сам бог, то, по Корану, аллах даже не пожелал заниматься этим делом. Он перепоручил его ангелу Дже-браилю. На этом и основано то презрение к женщине, которым проникнут Коран.

Вряд ли есть другая религия, которая унижала бы женщину так, как ислам. Его приверженцы считают, что «женщина — полчеловека».

На страницах Корана сплошь и рядом встречаются, например, такие утверждения: «Мужчины выше их (женщин) степенью своего достоинства», «Мужья стоят выше жен...» По обычаю мусульман, даже могила для женщины должна быть глубже, чем для мужчины, так как женщина по уровню своему ниже. Согласно Корану, мужчины должны держать своих жен в страхе. «Тех, которые опасны, отлучайте от своего ложа, бейте»,— читаем мы в этой «священной» книге. В разработанном на основе Корана мусульманском законодательстве — шариате допускается применение насилия к женам, которые ослушаются своих мужей. Коран предписывает женщинам затворническую жизнь, ношение ритуальных покрывал: паранджи, чачвана, чадры, яшмака. Мусульманская религия разрешает многоженство, освящает такие обычаи, как продажа девушек мужчинам за калым.

Если обратиться к иудейской, буддийской или к другим распространенным в наши дни религиям, можно увидеть, что и в них в той или иной форме освящается бесправие женщин.

Все религии учат, что подобное положение женщины установлено самим богом, что люди не в силах изменить его.

Между тем мы знаем, что женщины не всегда были в подчинении у мужчин; они не всегда были унижены и бесправны. В давние времена, на заре человеческого общества, они занимали более высокое положение, чем мужчины, пользовались всеобщим уважением, стояли во главе родовых общин, во главе рода. Женщина вела домашнее хозяйство, была хранительницей огня, который играл большую роль в жизни наших далеких предков. Потому и пользовалась она почетом и всеобщим уважением.

Только впоследствии, когда главную роль в жизни людей стали занимать скотоводство и земледелие, центральной фигурой первобытной семьи стал мужчина, а женщина заняла подчиненное положение. Это нашло отражение в религии, было истолковано как божественное установление и на протяжении всей истории классового общества освящалось ежедневно и ежечасно.

Но чем же тогда вызваны перемены во взглядах современных богословов и религиозных проповедников? Чем вызвано их стремление непременно изобразить религию в качестве неизменной защитницы интересов женщин? Догадаться нетрудно. Ведь в настоящее время подавляющее большинство верующих — женщины. И это уже не те забитые и придавленные бесправным положением «рабы божьи», которые находились в полной зависимости от мужчин, не имели своего голоса, занимали подчиненное положение в обществе. Ныне женщина может за себя постоять даже в тех странах, где она еще целиком не освободилась от влияния позорных законов, унижающих ее достоинство. И со всем этим церковь не может не считаться. Чтобы сохранить свое влияние на женщину, духовенство должно менять не только свой тон по отношению к ней, но и само отношение.

Этим и объясняется то, что «женский вопрос» начинает занимать все большее место в делах церкви, коренным образом меняется характер обращенных к ней проповедей, что во многих церквах уже практически воплощается идея привлечения женщин в качестве священнослужителей (не столь давно такое было бы просто немыслимо).

Учитывается тот факт, что женщины являются первыми воспитательницами подрастающего поколения. А пополнению своих рядов церковь придает большое значение. С молодежью связано ее будущее. Будет приток молодежи в церковь,— значит, на какое-то время удастся сохранить свои позиции, прекратится воспроизводство религии в молодых поколениях—начнется быстрое угасание церкви. Вот почему духовенство старается войти в доверие к женщинам, заручиться их помощью и поддержкой в деле религиозного влияния на детей и подростков.

Что же касается тех основополагающих принципов, содержащихся в «священных» книгах, на которые должны бы опираться по логике вещей служители церкви в своем отношении к женщине, то их просто-напросто «забывают». Во всяком случае из уст современных проповедников их не услышишь, так же как не найдешь в трудах нынешних богословов ссылок на приведенные высказывания Тертуллиана, Августина Блаженного и других «отцов церкви». Но ведь «священные» книги и труды виднейших теологов прошлого остаются в идеологическом арсенале церквей как основополагающие «истины». И они лучше всего свидетельствуют о том, как религия в действительности относится к женщине, независимо от тактических приемов духовенства, вынужденного считаться со многими факторами, и в первую очередь с характером эпохи, в которой ему приходится осуществлять свою деятельность.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz