Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Кто установил религиозные праздники и обряды?
В каждой религии имеется большое количество различных обрядов и праздников. Религия учит, что эти праздники и обряды имеют божественное происхождение, установлены самим богом или его посланниками на земле, что появились они в том самом виде, в каком существуют сейчас, совершенно не изменившись за многие столетия.

На самом деле все это не так. Религиозные обряды и праздники имеют вовсе не небесное происхождение. Они установлены не богом, а самими людьми. Большинство праздников и обрядов берет начало в религиях первобытных народов.

Представьте себе жизнь первобытных людей. Она была очень сурова и трудна. Беспомощные, безоружные в борьбе с природой, наши далекие предки находились под гнетом ее стихийных сил. Люди не знали, что принесет им завтрашний день, ожидали его с тревогой и страхом.

Мог ли человек в то время успешно бороться с силами природы, если не знал ее законов, не понимал причин тех явлений, с которыми ему приходилось сталкиваться на каждом шагу. Он не знал, почему день сменяется ночью, почему гремит гром и сверкает молния, отчего наступают холода и возникают лесные пожары.

Непонимание причин этих и многих других явлений, бессилие и страх первобытного человека перед силами природы породили в его сознании представление о том, что в мире существуют какие-то таинственные, могущественные силы, которые управляют всей земной жизнью, от которых зависит благополучие людей. Со временем наши предки стали верить, что эти силы одушевленные, что путем особых, колдовских действий их можно задобрить, умилостивить, расположить к себе. Для этой цели они совершали различные магические действия, произносили заклинания, делали жертвоприношения своим могущественным покровителям. Человек обращался к духам, веря, что этим он спасает свою жизнь, свое хозяйство от недобрых действий сверхъестественных сил.

Особенно важным, как полагали древние люди, было задобрить всесильных духов в дни, связанные с определенными хозяйственными моментами в жизни человека. Для скотоводческих племен большое значение имело время выгона скота в поле, перевода животных с одного пастбища на другое, рождения молодняка. У земледельцев решающими были дни пахоты, сева, уборки урожая. А в жизни охотников большую роль играло время их выхода на охоту. Перед этими важнейшими в их жизни событиями они коллективно обращались к своим духам-богам с просьбами, заклинаниями, совершали жертвоприношения, пытаясь заручиться их поддержкой в хозяйственных делах. Постепенно все эти действия люди стали повторять из года в год в одно и то же время, так как большинство хозяйственных работ имело сезонный характер. Дни коллективного обращения к могущественным духам постепенно выделялись из массы обычных дней и со временем превратились в религиозные праздники.

Ни одна религия не может существовать без культа — совокупности различных религиозных действий, связанных с отношением людей к сверхъестественным силам. Культ включает в себя обряды, праздники, таинства, жертвоприношения, молитвы, богослужения и другие действия, призванные оказывать эмоционально-психологическое воздействие на людей и с его помощью закреплять религиозные представления. Естественно, что при возникновении христианства встал вопрос и о создании христианского культа, в том числе специальных праздников, которые бы не только служили утверждению в сознании масс идей новой религии, но и способствовали вытеснению множества дохристианских праздников, отмечавшихся на территории Римской империи. Ведь было очень нелегко заставить людей отказаться от существовавших в течение столетий праздников в честь древних божеств, которые стали неотъемлемой частью быта жителей Древнего Рима.

Дошедшие до нас свидетельства говорят о том, что массы не желали расставаться с укоренившимися обычаями, отказываться от поклонения святым божествам, упорно сопротивлялись требованиям отмечать христианские празднества. Иногда церковь прибегала к более действенному средству, вытесняя старые праздники. Празднества, за которые так держались массы, сохранялись, но им придавалось новое содержание. Они стали связываться теперь не с античными божествами, а с Иисусом Христом, богородицей, христианскими святыми.

Какой бы христианский праздник мы ни взяли, в большинстве из них можно обнаружить элементы древних празднеств, существовавших задолго до христианства, они есть и в пасхе, и в рождестве Христовом, и в ни-колином дне. Наверное, не все знают, что за много веков до возникновения христианской троицы евреи-земледельцы отмечали праздник пятидесятницы. О нем говорится в Библии. Его-то и использовали христиане, приспособив к своим нуждам, связав и с «историческим» событием — сошествием духа святого на апостолов. Или праздник успения богородицы, он приходится на тот самый день, когда в Древней Сирии отмечалась смерть «матери богов» Кибелы. И сказание о кончине богородицы очень схоже с древнесирийским сказанием о смерти Кибелы. Вывод из этого сделать нетрудно.

Да и другие праздники христианской церкви, если внимательно проанализировать их, представляют собой не что иное, как видоизмененные, переработанные, по-новому истолкованные празднества дохристианских религий, которым суждено было обрести в христианстве новую жизнь. Это можно отчетливо видеть по тем обрядовым действиям, которыми сопровождаются праздники. Многие из них древнейшего происхождения. А разве то, что христиане совершают действия, которые еще до рождения их религии совершались в так называемых языческих культах, не говорит о том, что действия эти заимствованы? Это касается самых различных элементов христианского культа.

Что, например, представляет собой молитва верующих людей? Это всего лишь видоизмененная форма тех самых магических заклинаний первобытного человека, с которыми он обращался к своим всесильным духам-богам. Наши далекие предки придавали слову колдовскую силу. Они верили, что определенные слова, которые сопровождаются особыми действиями, могут воздействовать на духов, повлиять на них, помочь добиться от могущественных владык природы содействия в нужном деле. В современных церковных наставлениях указывается, что назначение молитвы—просить бога о своих нуждах и благодарить его за благодеяния. Но ведь то же самое назначение имели и заклинания первобытных людей!

Сохранилось в христианской религии и представление древнего человека о том, что молитва приобретает особую силу, если ее повторять много раз подряд. А некоторые действия, которыми сопровождаются молитвы,— коленопреклонение, воздевание рук и т. п.— христиане переняли у древних египтян — язычников.
В основе всех религиозных праздников и обрядов лежит прежде всего идея смирения, слепой покорности судьбе, терпения. Это полностью соответствует интересам церкви. Ведь церковь убеждает верующих, что человек — существо греховное, от природы ничтожное, человек— «жалкий червь», «песчинка» перед богом. Лишь посредством страданий и лишений, терпения и смирения человек может вымолить себе место в «царстве божьем», «за гробом». Выходит, будто во всех бедствиях народных, в нищете и бесправии, которые и по сей день существуют в буржуазных странах, виноваты не эксплуататоры, а сами трудящиеся с их «грехами».

В дни религиозных праздников с церковных амвонов особенно усиленно проповедуется и другая идея — идея всеобщей любви и классового мира. «Все люди — братья»,—провозглашают служители церкви. Но может ли быть братом капиталисту рабочий, который гнет спину на своего хозяина, получая за это жалкие гроши? Может ли быть братом помещику безземельный крестьянин, от зари до зари работающий на него? Подобные пропо-зеди имеют одну цель: отвлечь трудящихся от классовой борьбы, от всяких попыток изменить несправедливый строй.

Эти примеры говорят о том, что духовенство использует религиозные празднества для усиленной проповеди ложных идей, которые внедряются в сознание верующих. Ведь не секрет, что праздники эти еще привлекают немало людей. За многие века своего существования церковь сумела сделать праздничный ритуал торжественным, красочным, оказывающим определенное эмоциональное воздействие на человека. Это в основном и привлекает людей в храмы в праздничные дни. Именно форма, а не содержание. Но духовенство такое положение ничуть не смущает: важно, чтобы народ посещал храмы. Во-первых, расчет делается на то, что проповеди окажут воздействие хоть на какую-то часть людей, присутствующих на богослужении. А во-вторых, чем больше народу церковники сумеют привлечь в храмы во время праздников, тем больше и доход у церкви. А это не так уж маловажно.

Таким образом, религиозные праздники служат одним из действенных средств влияния церкви на верующих, помогают ей воздействовать на их чувства, закрепляют в их сознании те фантастические представления, из которых складывается религиозное вероучение.

В последнее время церковники, стремясь удержать верующих в лоне церкви, привлечь как можно больше людей к религиозным празднествам, настойчиво пытаются придать им характер народных традиций. Духовные пастыри заявляют, что будто бы и пасха, и троица, и многие другие подобные празднества имеют глубокие корни в жизни русского народа, что они давно, дескать, стали подлинно народными праздниками. Это заведомый обм"ан, имеющий целью увековечить религиозные праздники, которые в действительности чужды народу, образу жизни советских людей, они связаны не с будущим, а с давно ушедшим прошлым и обречены на отмирание как один из элементов религии.

На смену религиозным праздникам приходят новые праздники, отвечающие интересам масс, отражающие их реальные жизненные потребности, оказывающие огромное эмоциональное воздействие на людей. Да это и понятно: ведь они связаны с важнейшими событиями в жизни нашей страны, со знаменательными вехами нашей истории. Они посвящены реальным, а не вымышленным событиям, значимым для всех людей; являясь одним из важных средств коммунистического воспитания, они стали неотъемлемой частью духовной культуры народа, нашей сегодняшней действительности.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz