|
|||||
|
Вопрос - ответ |
Почему атеисты выступают против религиозных обрядов? Ведь среди них есть и такие, которые ничем не вредят человеку. |
Прежде всего, ведя речь о религиозных
обрядах, надо иметь в виду, что они являются неотъемлемой частью
религиозного культа, одной из составных частей религии. А это значит, что
они способствуют распространению и закреплению религиозных представлений, в
искаженном виде изображающих и окружающий нас мир, и место в нем человека, и
взаимоотношения людей,— одним словом, дающих неверное миропонимание. И уже
это само по себе является ответом на заданный вопрос. Ведь атеисты выступают
против религии, как таковой, а не против каких-то ее отдельных положений и
элементов. Обряды являются важным средством религиозного воздействия на людей. Церковь стремится к тому, чтобы опутать ими жизнь человека от первого его вздоха и до кончины, она требует, чтобы верующий ежедневно молился богу, чтобы он обращал свой взор к иконам и чувствовал свою зависимость от всевышнего, от святых, осознавая собственное ничтожество. Она предписывает верующим совершать десятки различных обрядов, понимая, что они способствуют постоянному поддержанию религиозного настроя человека. И пожалуй, именно в этом основной вред обрядовых действий, которые помогают церкви цепко держать людей под своим влиянием. Религиозные обряды увековечивают самые отсталые обычаи, унижающие достоинство человека. В качестве примера можно привести бытующие у мусульман обычаи выкупа за невесту, демонстрации ее приданого и т. д. Они явно противоречат сложившемуся у нас образу жизни, отношениям равенства и справедливости между людьми. Те, кто прибегает к такого рода обычаям, рассматривают девушку, на которой остановили выбор, в качестве товара, объективно оценивают ее не по человеческим качествам, а по материальному достатку и не понимают, как унижают ее этим. А религия такие отсталые пережитки сохраняет. В любом обрядовом действии человек подчеркивает свою слабость, беззащитность, свое ничтожество перед богом. Он смиряется с ролью «раба божьего» и тоже не задумывается, что сам себя унижает, примиряясь с отведенным ему религией положением. Нередко религиозные обряды приносят и физический ущерб людям, причиняют вред их здоровью. В качестве примера можно привести так называемые глоссолалии у пятидесятников. Последователи этого христианского течения верят, что на верующих может «сойти» дух святой, так же как, согласно новозаветной книге Деяния" апостолов, некогда сошел на апостолов, которые тут же начали говорить на разных языках, никогда им не учившись. Длительными постами, изнурительными молениями пятидесятники доводят себя до того, что на молитвенных собраниях впадают в экстаз, в бредовое состояние. Их бред и выдается за говорение на иных языках, глоссолалии, что якобы свидетельствует о нисхождении на них святого духа. А на самом деле это просто болезненное состояние, возникающее в результате нервного перенапряжения. Подчас это оканчивается печально: некоторые верующие оказываются в психиатрических больницах. Врачам приходится прилагать немало усилий, чтобы поставить их на ноги. Это всего лишь один пример. А подобные примеры можно приводить еще и еще. Можно ли с безразличием относиться к тому, как люди наносят вред своему здоровью, вред, зачастую непоправимый? Это было бы просто негуманно. С помощью системы обрядов духовные пастыри «регулируют» настроение верующих, ибо это связано с четко отлаженным механизмом эмоционально-психического воздействия церкви на людей. Есть обряды, призванные создать настроение уныния и отчаяния, есть и такие, которые вызывают радость. В период длительного поста перед пасхой верующие должны по замыслу церкви находиться в состоянии печали, постоянно думать о своей греховности перед богом, о неизбежности наказания за прегрешения и необходимости покаяния. Это выбивает людей из колеи, отражается на их работе, повседневных делах. Но духовенство это мало трогает, ибо оно считает главным для людей религиозную веру, выполнение церковных предписаний. Остальное же для церковников большой ценности не имеет. Все земные заботы должны отойти на задний план перед заботами религиозными. Конечно, не все религиозные обряды непременно связаны с ущербом для здоровья людей. И основной их вред состоит не в этом, а в идеологическом воздействии на верующих, в поддержании религиозного духа. И здесь следует вспомнить о том, что несет людям религия в целом. Тогда будет ясно и понятно, почему атеисты выступают против религиозных обрядов. |
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с |
©2005-2008 Просветитель | Карта Сайта Ссылки Контакты Гостевая книга |