|
|||||
|
Вопрос - ответ |
Что плохого в престольных праздниках? Ведь они подлинно народные праздники, и их отмечают не только верующие, но и неверующие. |
В вопросе допущены явные неточности.
Прежде всего, если часть населения отмечает тот или иной праздник, то из
этого не следует, что этот праздник «подлинно народный». Понятия
«религиозный праздник» и «народный праздник»—совершенно разные. В самом
деле, религия накладывает свой особый отпечаток на любой религиозный
праздник. И как бы он ни был весел, здесь все направлено на то, чтобы
человек целиком отдался «небесному», осознал бренность, суетность земной
жизни, вспомнил о боге. В противоположность этому, народный праздник утверждает радость жизни, возвеличивает силу и красоту человека. Поэтому совсем не случайно религия там, где она это могла сделать, решительно выступала против искрящихся задором и весельем подлинно народных праздников, именуя их не иначе, как «бесовским наваждением». Служители культа хорошо понимали, что такие праздники разрушают религиозное настроение, а значит, подрывают устои религии. Было время, когда христианство перенимало некоторые народные традиции. Например, когда христианские проповедники убедились, что они не в состоянии вытравить укоренившиеся в народе языческие традиции и праздники, они взяли их себе на службу. Но, приспосабливая для своих целей эти традиции и праздники, христианство наполнило их своим религиозным содержанием, т. е. таким содержанием, которое губительно действует на их подлинно народный характер. Если и существуют известные народные черты в масленице, в обрядах колядования, шествии ряженых, традициях дня Ивана Купалы, то лишь потому, что христианство не в силах было вытравить их из жизни народа. Что касается престольных праздников, то они никак не связаны с традициями, которые идут из народа. Ведь престольные праздники были порождены христианством в период его становления на Руси. В ту пору по всей земле Русской стали расти христианские храмы. И каждый из них посвящался тому или иному святому, тому или иному событию христианской истории. Праздники в честь этих святых и этих событий для верующих данного прихода и стали престольными. Причем престольными для некоторых храмов могут быть общехристианские празднества: пасха, праздник воскресения Христова,— престольный для Воскресенского храма, успение богородицы— для Успенского храма и т. д. Можно представить, сколько престольных праздников отмечается в общей сложности. Ведь в некоторых храмах есть пристройки, так называемые приделы со своими алтарями и престолами, которые имеют собственные престольные праздники. Вот и получается, что в одном приходе может быть несколько таких празднеств. Все они всегда выполняли одну роль: были действенным средством для привлечения людей к религии, усиления влияния церкви на верующих. Сейчас православное духовенство нередко внушает людям, будто празднование престолов — издревле существовавшая на Руси традиция, не столько церковная, сколько народная. Кое-кто в это верит. И не удивительно, что значительная часть людей, отмечающая эти праздники,— неверующие. Да, собственно, и верующие, справляющие престольные праздники, меньше всего обращают внимание на их религиозное содержание, зачастую толком и не знают, что же они празднуют. Почти все внимание отмечающие престолы уделяют застолью с обильными возлияниями. В старину престолы даже называли «пьяными праздниками». Вот почему в них всегда принимают самое активное участие любители выпить, пображничать; неважно, что и в бога-то они никогда не веровали, для них это традиция, которой, дескать, нельзя изменить. На деле же престольные праздники для этих людей просто повод погулять и выпить. Между тем престолы вредны не только тем, что дают возможность церковникам оказывать влияние на большие группы людей, проповедовать среди них религиозные идеи. Они наносят немалый экономический ущерб народному хозяйству, особенно на селе, где они оказываются более живучими. Многие из них выпадают на горячую пору сельскохозяйственных работ. И вот случается, что люди забрасывают работу, ссылаясь на традицию и не задумываясь над тем, что бездумно растрачивают драгоценное время на пьяный разгул. А результат порой бывает плачевный: наносится ущерб колхозному хозяйству. Ведь теряется не день, не два, а гораздо больше. Подчас, отгуляв дня три кряду, жители той или иной деревни отправляются в соседнее село, где отмечается свой престольный праздник. Вот так и переходят из одного места в другое, проводя недели в гулянке. И здоровье людей подрывается. И конфликты в пьяном угаре возникают, и драки. Кроме того, престольные традиции отражаются на семейном бюджете. Так зачем же они нужны? Нет, мы не отбрасываем все традиции. Бережно храним лучшие из них. В наши дни получили новую жизнь пришедшие из прошлого подлинно народные празднества. Достаточно назвать праздник проводов русской зимы с его безудержным весельем, катанием на тройках и, конечно, с пышными, румяными блинами—неизбежным атрибутом русской масленицы. Вошло в быт и много новых праздников, прижившихся на селе. Это и праздник Первой борозды, и праздник Первого снопа, и праздник Урожая, знаменующие важные вехи сельскохозяйственного цикла. Они близки и понятны сельским труженикам, потому что связаны с их насущными делами и потребностями, с их трудом и бытом. Они связаны не с мифическими, а с реальными событиями, которые играют важную роль в жизни человека. Давая эмоциональную разрядку людям, эти праздники вселяют в них уверенность, удовлетворение результатами проделанной работы. Они превращаются в дни разумного, культурного и здорового отдыха. И конечно же новые праздники имеют огромное воспитательное значение, учат с уважением относиться к людям труда, к самому труду, с помощью которого создаются все ценности жизни. Они являются закономерным итогом трудовой деятельности, как бы венчают ее, вливаясь в коллективную радость. Поэтому и прививаются эти праздники в быту, становятся неотъемлемой частью советского образа жизни. А престолы... Они постепенно вытесняются из жизни, как и все другие религиозные праздники и обряды, потому что не отвечают жизненным интересам людей, далеки от них. Даже у большинства верующих вряд ли вызывают какие-либо чувства «подвиги» «божьих угодников, бежавших от мира», проводивших все свое время в молитвах, не ударивших палец о палец, чтобы принести пользу обществу. И если престольные праздники еще сохраняются в быту, то только как один из пережитков далекого прошлого, ненужный и вредный. |
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с |
©2005-2008 Просветитель | Карта Сайта Ссылки Контакты Гостевая книга |