|
|||||
|
Вопрос - ответ |
Какими доказательствами располагает современная наука, утверждая, что религия не извечна? |
Современная наука располагает множеством
доказательств того, что люди в течение многих тысячелетий жили на земле, не
зная религии. Из основных доказательств этого рода надо отметить следующие.
Во-первых, наукой доказано, что человек вышел из животного царства. Биологическим предшественником человека было обезьяноподобное существо. А все животные, как дикие, так и домашние, как стадные, так и нестадные, как травоядные, так и плотоядные, как млекопитающие, так и пресмыкающиеся, религии не знают. Стало быть, человек не получил и не мог получить религиозные представления и верования, пусть даже самые элементарные, грубые и смутные, в качестве некоего духовного наследства или религиозного инстинкта от своих биологических предшественников. Во-вторых, на начальных этапах человеческой истории сознание людей было непосредственно вплетено в процесс труда. А так как окружающий нас мир — это мир материальных вещей и явлений, а не мир призраков, то и сознание древнейших людей было реалистическим. Если бы наши первопредки при крайнем убожестве своей материальной культуры были бы еще к тому же и мистиками, то они погибли бы. Это, так сказать, доказательство от противного, с которым нельзя не считаться при исследовании условий и обстоятельств происхождения религии. В-третьих, мы располагаем непосредственными и притом достаточно очевидными свидетельствами таких наук, как языкознание, археология и этнография, в пользу утверждения о том, что религия возникла на определенном этапе развития человеческого сознания. Историческое языкознание, например, свидетельствует, что такие религиозные понятия, как «бог», «душа», «загробная жизнь», «рай» и т. п., в языках многих первобытных народов (огнеземельцы, тасманийцы и др.) совершенно отсутствовали и возникли лишь при материнском родовом строе, когда происходило формирование первичных религиозных представлений. Вместе с тем историческое языкознание дает возможность воссоздать (реконструировать) общую картину того, как мыслили наши далекие предки и как развивалось их сознание. В языках всех народов мира и поныне бытуют некоторые любопытные пережитки, свидетельствующие о том, как именно развивалось знание в первобытном обществе. Мы говорим: «Солнце взошло», «Дождь идет», «Лес дремлет», «Камыши шепчут», «Ручей бежит», «Буря воет» и т. д. В подобных оборотах обыденной речи явно выражена определенная тенденция первобытного познавательного процесса оживотворять и очеловечивать явления объективного мира, наделять их человеческими свойствами. Иными словами, в своих попытках осмыслить окружающий мир наши далекие предки мерили мир на свой аршин. Таким образом, первые попытки целостного осмысления человеком окружающего мира приняли форму, которая в литературе называется олицетворением мира. Но может быть, это олицетворение и есть первичная религия? Нет, это еще отнюдь не религия. Ведь в основе религии лежит мистика, т. е. вера в сверхъестественное, вера в то, что наряду с миром естественных, материальных вещей и явлений существует мир сверхъестественный, сверхчувственный, ирреальный, который не подчиняется законам материального мира. В олицетворении мира еще нет представления о сверхъестественном, о двойственности мира. Напротив, не выделяя себя из природы и меряя ее, так сказать, на свой аршин, человек первоначально мыслил себя лишь частью природы, считал себя кровным родственником всех живых существ, причем не только животных, но и растений. И даже неодушевленных предметов и явлений — камней, моря, грома, молнии, ветра и т. д. С развитием общественной практики в первобытном обществе развивались и знания людей о самих себе и об окружающем мире. Прогресс этот глубоко диалектичен, внутренне противоречив. С одной стороны, всякое обобщение (абстрагирование), ведущее к образованию понятий, есть отход от конкретных явлений; а с другой — шаг по пути более глубокого и верного понимания действительности. Возникновение и развитие способности к абстрактному мышлению имело огромное значение в познании человеком окружающего мира, в прогрессе его материальной и духовной культуры. Без нее не могла бы возникнуть и развиваться ни одна область знания. Но вместе с нею люди впустили в свои головы и немало заблуждений, связанных с преувеличением духовных сил человека, его могущества, с отрывом от реальности. Религия есть форма общественного сознания. Ее создало человеческое общество, а не выдумали «обманщики». Стало быть, религия не могла возникнуть прежде, чем возникло и сложилось устойчивое человеческое общество. Первой устойчивой формой общественной организации людей был ранний материнский родовой строй. Антропологически это ископаемый человек современного нам физического облика — Homo sapiens, что значит Человек разумный. Что же касается предшествующих стадий древнекаменного века, то в отношении общественной организации они определяются в науке как первобытное стадо, когда общественные связи между людьми носили еще неустойчивый характер. Это эпоха питекантропов, синантропов и неандертальцев, дорелигиозный период в истории человечества. Но было бы глубоко неправильным полагать, что, как только на земле начал формироваться разумный человек, он сразу же становится религиозным. Иными словами, было бы ошибкой связывать формирование разумного человека с формированием религии. В заключение отметим, что научные представления о древнейшем прошлом человечества непрерывно пополняются новыми и все более точными данными палеоархеологии, палеоантропологии, палеопсихологии. Эти данные подкрепляют и углубляют взгляды атеистов относительно дорелигиозной эпохи и происхождения религии. |
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с |
©2005-2008 Просветитель | Карта Сайта Ссылки Контакты Гостевая книга |