Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Разве существование разума у человека не доказывает, что есть бог? Могла ли сама природа создать разумное существо?
Не умея объяснить происхождение человеческого разума, люди с давних времен стали обожествлять его, рассматривать разумное начало как особый дар. Именно на этой почве и возникли представления многих народов о том, что человек—венец творения природы, а весь мир создан богом для человека. Человеческая способность к познанию вещей, к сознательной творческой деятельности получила видимость объяснения в религиозных легендах и мифах. Но, будучи оторвана от человека и его естественной природы, она оказалась приписанной неведомому богу и объявлена непознаваемой и сверхъестественной.

Однако, вопреки религиозным утверждениям, человеческий разум, т. е. способность мыслить и сознательно действовать, вполне объясним. Усилиями многих наук— философии, психологии, антропологии, этнографии, археологии, истории и лингвистики—удалось раскрыть природу и разума и его происхождение.

В чем же суть «разумности» человека? Каково происхождение сознания?

Внешние воздействия на органы чувств передаются по нервам в кору головного мозга. Здесь наиболее существенные из них вызывают соответствующие ощущения, которые представляют собой уже субъективное, «внутреннее», восприятие человеком внешних впечатлений.

Правильно отражая внешний мир, ощущения позволяют организму верно реагировать на воздействия извне, успешно бороться за свое существование.

Но ощущение еще не есть сознание. Представим себе случай, когда ребенок, совершенно нормальный ребенок, уже умеющий говорить, окажется в полном одиночестве, лишится человеческого общества. Сможет ли проявиться у него сознательная деятельность, свойственная всем людям? Не говоря уже о страшном нервном потрясении, которое испытает такой ребенок, его психика никогда не разовьется до уровня обычного человеческого сознания.

Разум, сознание возникают только в человеческом коллективе, потому что люди передают друг другу знания из поколения в поколение, взрослые учат малышей, каждое новое поколение людей увеличивает сумму знаний. А наш одиночка будет лишен возможности ознакомиться и изучить все то, что накопило до этого человечество: его сознание не сможет развиваться, застынет на детском уровне.

Условия для возникновения на земле существа, обладающего разумом, появились около двух миллионов лет назад. К тому времени природа уже прошла длительный путь—от мертвого, неживого вещества до высокоразвитых существ — обезьян.

Ученые, ссылаясь на результаты многочисленных раскопок, доказывают, что много тысяч лет назад на земле произошло резкое изменение климата — начинался ледниковый период. Резко сократилась территория лесов, покрывавших нашу планету. Вследствие этого одна из разновидностей обезьян того времени, оттесненная в ходе борьбы за существование своими сородичами, вынуждена была спуститься с деревьев на землю, встать на задние ноги и приспособиться к наземной жизни. Условия существования этих обезьян были очень тяжелы. На равнинах свирепствовали холода. Пищи было мало. Кругом бродили стада хищников, пещерные львы, медведи, волки угрожали на каждом шагу. Но наши далекие предки выжили. Этому помогли некоторые важные особенности их организации и устройства нервной системы.

Живя на деревьях, обезьяны не могли существовать без тонкого чувства равновесия и ориентировки. Зрение обезьян прекрасно дополнялось чрезвычайно развитым осязанием. Необходимость быстрого передвижения по ветвям деревьев привела к универсальному развитию рук, пальцев, в частности большого пальца. Кроме того, существование в лесных дебрях выработало у высших обезьян интерес к любому новому предмету и явлению — исследовательский рефлекс, как говорил И. П. Павлов, «бескорыстное любопытство» к окружающим явлениям.

Истоки этой особенности нервной деятельности обезьян коренятся в приспособлении к обстановке, угрожающей каждую минуту любой неожиданностью, но в дальнейшем она во многом способствовала «очеловечению» обезьяны.

Все эти особенности анатомической и нервно-психической организации наших далеких предков и помогли в необычных условиях пустынных и холодных равнин. Высокое развитие осязания и ориентировки позволило им в поисках пищи успешно использовать палку и камень. Тонкая нервная организация и привычка к стадному образу жизни привели к успеху в борьбе с хищниками. Зародились зачатки коллективного собирательства и охоты.

Палкой наши предки раскапывали землю, отрывали коренья и убивали мелких животных. Камнем они раскалывали орехи и забрасывали зверя. Коллективными усилиями они побеждали мамонтов, оленей, медведей. Ведя такой образ жизни на протяжении долгих веков, они стихинно отбирали наиболее удобные палки и камни и приобрели известную силу по отношению к своим врагам. Их питание улучшилось. Мозг развился.

Случайно ударив камень о камень, обезьяночеловек убедился, что орудие, которым он пользуется, можно усовершенствовать, сделать удобнее и острее. Теперь он не просто использовал готовый камень или палку, а перешел к их изготовлению—такой обработке одним орудием другого, которая улучшала их свойства как орудий труда. Так постепенно наш предок становился на путь человеческой истории.

Изготовление орудий труда требовало совместной деятельности. Совместное применение их на охоте требовало координации действий участников. Наилучшим способом такой координации была речь. В сложившихся условиях речь стала совершенствоваться, усложняться, приобрела характер обозначения действий и предметов.

Крики, имеющие тот или иной смысл, существуют и у животных. Но возникновение членораздельных слов, обозначающих конкретное действие, конкретный предмет, было огромным шагом вперед. Ведь это значило, что теперь первобытные люди могли решать ту или иную задачу не в процессе охоты, рыбной ловли, поиска пищи, а заранее. Ведь если имеется не только предмет, но и слово, его обозначающее, значит, человек мог представить себе этот предмет даже в его отсутствие, стоило только произнести это слово или несколько слов. Так появлялись зачатки отвлеченного оперирования с вещами, на основе которого возникли и развились память, воображение, разум.

Трудовая деятельность оказала решающее влияние на весь образ жизни наших предков. Она определяла круг интересов людей, их взаимоотношения, их взгляды на мир и его свойства. Обработка орудий труда привела к ознакомлению со скрытыми свойствами камня, кости, дерева. Она способствовала развитию в мозгу первобытного человека способности к аналогиям, сравнениям, привела к тому, что он начал искать и обнаруживать все новые связи между явлениями внешнего мира — пространственные, временные, причинные. А это позволяло ставить перед собой определенные цели, действовать не инстинктивно, а сознательно.

План охоты можно было обсудить с помощью речи заранее. Замысел будущего топора люди вынашивали еще до того, как принимались за его изготовление. Они стали понимать, что им противостоит природа, свойства которой можно познавать и использовать в своих целях. Они стали выделять себя из природы, чтобы уметь воздействовать на нее. Они смогли накапливать знания и передавать их потомкам. Так родилось то, что мы сейчас называем сознанием, разумом.

Мы рассказали лишь о его первых шагах. Но это доказывает естественное происхождение разума. Не мифический бог, а именно природа — не мертвая, а постоянно живая, непрерывно развивающаяся — породила разумного человека. Труд создал человека и его разум.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz