Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Есть ли у человека судьба?
Трудно найти слово, в которое вкладывалось бы столько различных значений, как в слово «судьба».

В повседневной жизни мы обычно широко употребляем его для обозначения будущего, которое обязательно наступит при определенных обстоятельствах. Мы говорим: «Судьба будущего урожая зависит от нас», «Судьбы мира в руках народов» и т. п. Во всех этих случаях понятие «судьба» равнозначно условиям, обстоятельствам, причинам, благодаря которым события происходят именно так, а не иначе. Люди сами, своими руками делают такую судьбу. Они добиваются высоких урожаев, требуют мира и борются с поджигателями войны, строят коммунистическое общество.

Нередко слово «судьба» употребляется для выражения чего-то неожиданного, случайного, непредвиденного. Бывает, мы задаем вопросы: «Какими судьбами ты здесь?», «Какая судьба занесла тебя сегодня?» Еще чаще оно произносится, когда говорят о сложившихся жизненных обстоятельствах, удачах или неудачах, радости или горе. Именно в этом значении употребляет его М. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Подобное употребление слова оправданно, и в нем нет ничего плохого.

Но часто в слово «судьба» вкладывается иное, религиозное содержание. Под «судьбой» понимается участь, доля человека, заранее установленная богом. «Судьба человека от господа», «Что предопределено, то исполнится»,— говорится в Библии.

Религия учит, что у каждого человека имеется своя собственная судьба, отличная и независимая от судеб других людей, что от своей судьбы никто не может уйти и не в силах ее изменить.

Существует ли такая судьба? Разумный взгляд на жизнь опровергает подобные представления. В мире нет ничего сверхъестественного. Природа развивается по своим собственным законам, и, пока эти законы не познаны людьми, они представляются загадочными. Но как только человек их изучил, он использует эти закономерности в своих интересах, покоряет и переделывает природу.

Положение и условия жизни человека зависят от того, в каком обществе он живет. Если общественный строй рабовладельческий, крепостнический или капиталистический, то в нем обязательно будут богатые и бедные, угнетенные и угнетатели. При социализме былое неравенство людей уничтожается. И в этом нет никакой таинственной судьбы. Сам народ творит историю, создает условия для счастливой и радостной жизни.

Если бы люди надеялись на судьбу, они бы не пытались изменить условия своего существования. Но даже верующие говорят: «Бог-то бог, но и сам не будь плох».

Особенно распространена вера в судьбу, когда затрагивается личная жизнь людей. Если, допустим, у одних родителей сын погиб на фронте, а у других цел и невредим, если из одного ребенка вырос талантливый писатель, музыкант или инженер, а из другого — хулиган и пьяница, если такая-то девушка удачно вышла замуж, а эта нет, нередко говорят: «Так уж было суждено». Какая же тут судьба? Ведь каждый из этих случаев имеет свою причину. Заботливо воспитывая ребенка, родители могут быть уверены, что их сын не вырастет хулиганом. При более серьезном отношении к замужеству или женитьбе меньше будет неудач в семейной жизни.

Еще более нелепой оказывается вера в судьбу, когда это касается вопросов жизни или смерти человека. Религия внушает верующим, что богом будто бы определено, сколько каждому прожить на свете, в какое время и от чего умереть. Спрашивается, если это так, нужна ли тог< да наука, медицина, следует ли открывать больницы, дома отдыха, санатории, строить лаборатории и заводы для изготовления лекарств? Зачем понапрасну растрачивать большие средства для сохранения здоровья и продления жизни людей, если все уже предопределено?!

Наука и практика опровергают веру в судьбу. Еще не так давно было немало неизлечимых болезней. Оспа, чума, холера, туберкулез обрывали жизнь сотням тысяч людей. От чумы вымирали целые города и районы. Тогда это считалось судьбой. Но наука нашла причину этих заболеваний, установила способы их лечения и предупреждения.

В нынешнее время многие верующие больше надеются на врача, нежели на бога, и священнослужители тоже охотнее доверяют свое здоровье медицине, чем молитвам. Но встречаются еще люди, которые, поверив религиозным сказкам о неотвратимости судьбы, обрекают себя на волю случая, на покорность перед обстоятельствами. Они придерживаются правила: «Чему быть, того не миновать». И часто некоторые из них становятся жертвой шантажа и обмана со стороны проходимцев. Вместо того чтобы самим активно ковать свое будущее, они пытаются узнать судьбу у гадалок на картах, на кофейной гуще, по линиям ладоней и т. д.

В жизни бывает немало случаев, которые как будто бы подтверждают представление о том, что человек — раб слепой судьбы. Людям, имеющим врожденные физические недостатки, естественно, может казаться, что они обделены судьбой. В самом деле, почему одни наделены крепким здоровьем, а другие всю жизнь маются, стремясь избавиться от различных недугов? Но ведь и это не беспричинно. Бывает, что виной тут, как говорят, плохая наследственность, а может, и условия, в которых протекала беременность матери. Причины могут быть самые разные. Но во всех случаях причины естественные. Судьба здесь ни при чем. Нет никаких оснований сетовать на нее, поддаваться унынию, как бы трудно ни приходилось человеку. Нужно, проявив волю, стремиться преодолевать неблагоприятные обстоятельства, бороться с ними, и тогда не придется сетовать на свою участь.

Сама жизнь показывает, что человек не раб, а хозяин своей судьбы. Вспомните героическую жизнь Николая Островского, бросившего вызов тяжелейшему недугу, не сдавшегося, не покорившегося болезни, а сумевшего выйти победителем в борьбе с нею. Вспомните Алексея Маресьева, проявившего мужество и упорство и сумевшего возвратиться в строй военных летчиков, несмотря на категорический приговор врачей. Таких примеров можно привести немало. Разве они не являются свидетельством, что люди вовсе не рабы обстоятельств?

Порой можно услышать, что, дескать, одним людям «везет» в жизни, а другим «не везет». Само собой разумеется, что опять же в этих случаях ссылаются на судьбу. Но еели разобраться как следует, то окажется, что и «везение» и «невезение» всегда обусловлены какими-то причинами. Если студент, подготовивший к экзаменам все вопросы, которые от него требуются, кроме одного, вытаскивает как раз тог единственный билет, принято считать, что судьба к нему оказалась неблагосклонной. Но причина его неудачи заключается все же в том, что он не был как следует подготовлен к экзамену. И судьба здесь ни при чем.

Все явления имеют свои причины. Их бывает не всегда легко и просто выявить, но это отнюдь не говорит о том, что существуют беспричинные явления. Конечно, имеют место и случайности, которые могут в той или иной степени оказывать влияние на естественный и закономерный ход событий. Однако они не играют решающей роли. Если бы вышеупомянутый студент хорошо знал весь материал, который требуется знать по учебной программе, то подобная случайность не могла бы повлиять на результаты экзаменов.

Не следует сетовать на судьбу, когда не осуществилась какая-то мечта. Значит, не проявил человек достаточного упорства в достижении поставленной цели. Если не осуществился в жизни какой-то замысел, помешали те или иные обстоятельства, тоже нет причин ссылаться на судьбу. Видимо, не были учтены все обстоятельства, которые могут возникнуть. Чем чаще люди обращаются к естественным объяснениям различных явлений, событий, процессов, тем больше возможностей имеют убедиться в том, что вера в какое-то предопределение свыше не имеет под собой никаких оснований. Просто надо здраво оценивать обстоятельства.

Вера в судьбу деморализует человека, вселяет в него страх, никогда его не покидающий. Она примиряет его с неблагоприятными обстоятельствами, воспитывает в нем пассивное отношение к окружающей действительности, порождает чувство зависимости от внешних сил, безысходности. От судьбы, как говорят, не уйдешь. И только освободившись от этой веры, можно обрести уверенность в своих силах, почувствовать себя творцом собственного счастья, хозяином своей жизни.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz