Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Атеисты говорят о нелепости библейского рассказа о сотворении мира богом за шесть дней. А разве нельзя подразумевать под шестью днями творения мира шесть периодов? Ведь в Библии прямо сказано: у бога день что тысяча лет!
Прежде всего разберемся, когда, как и почему защитники религии стали говорить о том, что под шестью днями творения мира надо подразумевать шесть периодов.

На протяжении многих столетий библейское сказание о происхождении мира верующие понимали буквально так, как оно изложено в «священном писании»: мир сотворен богом за шесть дней. И никто не пытался видеть за этим какой-то скрытый смысл.

Но наука постепенно накапливала данные, которые все решительнее опровергали это религиозное представление. Защитники религии могли бы этим пренебречь. Но дело в том, что, во-первых, наука не просто утверждает—она доказывает свою правоту, опираясь на неопровержимые факты. Она, например, обнаруживает останки древних животных разных периодов, сравнивает их, определяет, сколько лет они пролежали в земле, и тогда становится ясным, что мир животных появился не сразу в готовом виде: за чрезвычайно длительный путь своего развития он претерпел очень большие изменения. Во-вторых, научные знания все больше и больше становятся достоянием народа.

При таких обстоятельствах церковь не может оставаться на прежних позициях. Потому-то у защитников религии и появилось стремление соединить религиозные и научные представления о возникновении мира, а это породило версию о каком-то скрытом смысле, заключенном в библейском рассказе о сотворении мира.

Однако это не облегчило положения защитников религии. Ведь, истолковывая дни творения как длительные периоды, надо отказаться от некоторых основных положений религиозного учения, в частности от веры в беспредельность силы и мудрости божьей.

Согласно «священному писанию», богу ничего не составило сотворить мир именно потому, что он бесконечно мудр и всемогущ. Достаточно ему было, например, сказать: «Да будет свет», чтобы появился свет. И если при таких обстоятельствах допустить, что бог творил мир на протяжении многих миллионов и миллиардов лет, то с неизбежностью возникнет вопрос: почему все-мудрый и всемогущий бог так долго занимался этим? Разве он не мог сразу все продумать, все предусмотреть? Или он был не в силах это сделать?-

Пытаясь обосновать подмену понятия «дни творения» понятием «периоды», церковники ссылаются на то, что во время появления Библии человечество находилось на низком уровне своего развития, язык людей был очень бедным, в нем еще отсутствовали такие сложные понятия, как «тысячелетие» и т. п. И бог простоты ради, чтобы облегчить малограмотным людям понимание «священного писания», подвел большие исторические периоды под более конкретное понятие—«дни». Но обратитесь к Библии, и вы увидите, что ее язык — это язык уже довольно развитых людей, в котором имеются очень сложные обобщения, такие, как «жизнь», «скот» и т. д., т. е. это такой язык, в котором слова «много» или «год», «годы» уже существовали. Бог вполне мог бы употребить эти слова, не боясь быть непонятым даже самым малограмотным человеком.

В Библии имеются в виду не длительные периоды, а именно дни. Это подтверждается приводимыми там словами: «И был вечер, и было утро». А также тем, что на седьмой день бог отдохнул от своих трудов. Однако допустим, что в Библии под шестью днями творения мира действительно подразумеваются шесть длительных периодов. Позволяет ли это примирить религию и науку?

Ни в коем случае!

Периодизация, о которой говорят богословы, подгоняя библейское сказание к современным представлениям, не соответствует научной. Библейские сказания сами по себе противоречивы и антинаучны по своей сущности. Как можно совместить, например, утверждение Библии о сотворении птиц и зверей до сотворения человека (Быт., 1 ; 24—31) и утверждение той же Библии, что птицы и звери созданы после человека (Быт., 2: 7—19)? Как можно примирить с наукой утверждение Библии, что бог создал свет тогда, когда еще не было самих источников света (звезд, Солнца)? Как можно подогнать научную основу под библейское утверждение о том, что Земля есть центр вселенной, что бог прикрепил светила к тверди небесной, и исключительно для того, чтобы они освещали Землю? Ведь все это не соответствует действительности: Земля является рядовой планетой в бесконечных просторах вселенной, никакой твердя небесной нет.

Наконец, наука и религия принципиально расходятся в главном. Религия считает, что мир сотворен богом. Наука решительно отвергает существование сверхъестественных сил. Она доказывает, что материя существует вечно, что развитие этой материи не нуждается в силе божьей, что образование Солнца, Земли, растительного и животного мира, человека и т. д. происходило по естественным законам, без вмешательства каких-либо сверхъестественных сил.

Таким образом, попытки подменить библейские «дни творения» понятием «периоды» ведут к подрыву основ самой религии. Выходит, защитникам религии лучше придерживаться буквального толкования библейских сказаний о сотворении мира!
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz