|
|||||
|
Вопрос - ответ |
Атеисты говорят, что религия и наука несовместимы. Почему же тогда есть ученые, которые верят в бога? |
Прежде всего подобная постановка вопроса
неправомерна уже сама по себе. Нельзя доказывать совместимость науки и
религии на основании того, что какой-нибудь ученый религиозен. Истинность
или ложность взглядов на мир подтверждается и проверяется практикой, а не
тем, придерживается ли их тот или иной авторитетный человек. Ведь даже самые
крупные ученые являются обычно специалистами в какой-либо одной области
знания: физике или математике, истории или биологии, географии или химии, и
их суждения в других отраслях, в частности в философии, могут быть ошибочными. О ложности религии, ее несовместимости с наукой говорит весь человеческий опыт, сложный и длительный путь развития нашего знания. Причем наука расходится с религией не по каким-то частным проблемам, а по всем коренным вопросам познания мира: о том, существует ли мир вечно, или он сотворен богом, как возникла жизнь на Земле и появился, человек, почему возникло социальное неравенство и т. д. Наука говорит о вечности и бесконечности мира, раскрывает законы его развития, утверждает способность человека проникнуть в самые глубокие тайны природы. Религия же доказывает, что мир сотворен богом, который управляет им по своему усмотрению. Наука дает человеку силы для изменения природы и общества, религия прославляет слепую веру, объявляет добродетелью смирение и самоунижение. Вот почему нельзя совместить науку и религию, добиться их примирения. Однако это не значит, что в сознании отдельных людей не могут уживаться совершенно несовместимые, противоречащие друг другу понятия, взгляды. И ученые, даже великие, не составляют здесь исключения. На них, как и на любого смертного, влияют эпоха, традиции, семья, воспитание. Ученый может не придавать значения глубоким внутренним противоречиям между наукой и религией, отвлекаться от них, закрывать на них глаза. Но ведь от этого они не исчезают. Научные положения и религиозные предрассудки, существующие в сознании такого ученого, никогда не образуют подлинного единства. Нередко в доказательство возможности гармонии религиозной веры и научного знания ссылаются на Исаака Ньютона, великого английского физика и мате- матика, отводившего в созданной им картине миюа некоторое место богу. Эпоха, в которую жил Ньютон,— эпоха расцвета механики. Все явления мира тогда пытались объяснить с помощью механических законов. И Ньютон, открывший механические законы движения и взаимодействия планет Солнечной системы, уподоблял последнюю огромному механизму. Однако, опираясь только на механику, невозможно дать правильные ответы на многие вопросы мироздания, в частности на вопрос о том, кто и когда завел этот гигантский механизм Солнечной системы. И вот на место неизвестных процессов и законов природы Ньютон ставит бога. Для того чтобы создать строго научную картину мира, недостаточно было открыть механические законы природы. Необходимо было дать им правильное философское истолкование. Но господствовавший тогда среди естествоиспытателей взгляд на мир рассматривал его как данный, неизменный: планеты вечно движутся вокруг Солнца в раз и навсегда установленном порядке. Причиной, положившей начало этому движению, считали «божественный первотолчок». В науке в ту пору еще не созрела идея всеобщего развития, изменения. Только в конце XVIII — начале XIX в. были созданы первые космогонические теории, объяснявшие происхождение Солнечной системы естественным развитием материи и исключавшие всякое божественное вмешательство в это дело. Конечно, ограниченность философии и естествознания была не единственной причиной, способствовавшей религиозности Ньютона. Не надо забывать, что он вырос в религиозной семье, да еще в такое время, когда религиозные устои были очень сильны в английском обществе, когда вера в бога считалась первым признаком благопристойности, и Исаак Ньютон не мог не считаться с этим. Религиозность ученого была связана отнюдь не с его естественнонаучными открытиями. Последние вслед за открытиями Коперника и Галилея наносили сильный удар по религиозной картине мира, изгоняли сверхъестественные силы с их самого главного убежища — с небес. На протяжении столетий церковь противопоставляла небеса бренной земле, учила, что небо подчинено лишь божественной воле, а в движении планет участвуют ангелы, которые их подталкивают. В созданной же Ньютоном картине мироздания движение небесных тел подчинялось естественным законам, имеющим точное математическое выражение и не требующим какого-либо вмешательства божественных сил. Законы эти человек мог познать и даже благодаря этому предсказывать пути движения небесных светил. Для всевышнего Ньютон практически оставил только одно дело — дать первый толчок небесному механизму. А разве приемлем для христианского вероучения этот весьма ограниченный в своих действиях бог? Нам могут возразить: не исключено, что столетия назад ученые вынуждены были обращаться к богу, поскольку для них многое было необъяснимо с помощью естественных законов, а позиции религии в обществе были еще сильны. Ну, а почему же в наше время, когда наука ушла далеко вперед, есть религиозные ученые? Да, и в наш век есть ученые, в мировоззрении которых имеются религиозные наслоения. Возьмем, к примеру, создателя квантовой теории выдающегося немецкого физика Макса Планка. На него, кстати, тоже очень любят ссылаться защитники религии. Действительно, в своих трудах ученый упоминает бога, связывает религию с моралью. Но бог для него вовсе не сверхъестественная, всемогущая личность, занимающаяся людскими делами, а незыблемые законы природы, управляющие явлениями и процессами в мире. Кстати, Планк отвергал и возможность религиозных чудес, он писал, что «вера в чудеса должна отступать перед постоянно и уверенно развивающейся наукой». Можно ли после этого зачислять Планка в ряды защитников веры в бога? Причины религиозных наслоений в мировоззрении Планка, как и у Ньютона, не связаны с естествознанием. Они коренятся в той обстановке, в которой вырос и жил ученый. Его прадед и дед были профессорами богословия, а многие родственники — духовными лицами. Он пережил две мировые войны, фашистскую диктатуру в Германии — время, когда многие люди, потеряв уверенность в завтрашнем дне, нередко находили утешение только в религии. Таким образом, непоследовательность некоторых ученых, противоречивость их взглядов на мир объясняются общественными условиями, в которых они живут. Вся обстановка буржуазного общества, воспитание, традиции, общественное мнение, религиозная пропаганда противодействуют выработке у людей последовательных материалистических взглядов на мир. В таких условиях даже естествоиспытатели, как правило стоящие на материалистических позициях при изучении природы, часто обращаются к религиозным понятиям, когда речь идет об обществе, морали, человеке. Правильное понимание происходящих в обществе процессов, выработанное марксизмом, остается для большинства из них недоступным. |
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с |
©2005-2008 Просветитель | Карта Сайта Ссылки Контакты Гостевая книга |