|
|||||
|
Вопрос - ответ |
Атеисты говорят, что наука и религия непримиримы. Но ведь римский папа Пий XII выступил даже однажды с речью, которая называлась «Доказательства бытия божьего в Свете современного знания». |
Во многих городах европейских стран
возвышаются памятники мыслителям прошлого. С высоты пьедесталов люди,
воссозданные в граните и мраморе, напоминают современникам о трагедиях,
которые происходили несколько столетий назад. Памятник испанскому ученому Мигелю Сервету в Женеве рассказывает о жестокой расправе с ним в 1553 г., учиненной протестантами на холме Шампель. Памятник Джордано Бруно на площади Цветов в Риме напоминает о жестокости инквизиторов, возведших на костер итальянского философа. Бюст Джулио Чезаре Ванини в итальянском городе Лечче воскрешает страницы жизни этого смелого атеиста, тоже сожженного католиками. Чекко д'Асколи, Галилей, Уриэль Акоста, Андрей Везалий... Список мыслителей, подвергавшихся преследованиям церковников, перенесших тяжелые жизненные испытания, можно продолжить. Имена эти — неопровержимое свидетельство вековой борьбы мракобесия с научным знанием, попыток церкви преградить путь к исследованию природы, к познанию окружающего мира. Эта борьба была не случайным эпизодом, как утверждают в наши дни проповедники и богословы. Ведь научное познание мира наносит весьма чувствительные удары по религиозным представлениям, именно поэтому и стремилась церковь преградить путь знанию. В «священной» книге христиан — Библии и в «священных» книгах других религий, которые объявляются «боговдохновенными», нашли отражение наивные взгляды людей на мироздание, на происхождение Земли и человека, на строение нашей планеты. Наука с фактами в руках опровергает эти представления, дает совершенно иную картину мира. Все это ведет к сомнению в истинности религиозного вероучения. Вот почему церковнослужители на протяжении многих столетий выступали против науки, преследовали ученых, прибегали к любым средствам, чтобы преградить дорогу знанию, подтачивающему устои религии. Мартин Лютер, основатель одного из главных направлений в протестантизме, осуждая астрономов, исследовавших небо, заявлял: «Выдумали какую-то новую астрологию, которая тщится доказать, что земля движется и ходит по небу... Дурак пытается все искусство астрономии перевернуть». Один из крупнейших богословов средневековья, Фома Аквинский, заявлял, что богословие неизмеримо выше, чем «точнейшее знание низменных вещей». Почему же сейчас церковь заняла иные позиции? 22 ноября 1951 г. папа Пий XII выступил с речью «Доказательства бытия божьего в свете современного знания». В ней глава католиков выдвинул мысль, которую в последнее время особенно часто повторяют священнослужители всех толков: «Чем больше продвигается вперед истинная наука, тем больше открывает она бога». Обосновывал эту мысль папа следующими аргументами. Прежде всего, говорил он, вера и разум никак не могут противоречить друг другу, ибо они божественного происхождения. Разум постигает природу как творение бога, и значит, способствует более глубокому изучению божественного. Правда, тут же были сделаны весьма существенные оговорки, ставящие границы научному познанию и ограждающие религиозное вероучение от ударов науки. Папа заявил, что поскольку вера и разум не могут противоречить друг другу, то всякое утверждение науки, противоречащее религиозным представлениям, не может быть истинным. О непротиворечивости науки и религии твердят в наши дни и православные богословы. Они, как и католики, подчеркивают, что «достижения науки, изучающей природу... содействуют познанию величия премудрости творца». И никого не удивляет в наше время то, что церковные деятели восхищаются достижениями ученых, проникающих в тайны мироздания, обращаются с приветствиями к космонавтам, прокладывающим дорогу к далеким мирам. Эти перемены не случайны. Давно миновало время, когда можно было открыто нападать на науку, преследовать мыслителей, стремившихся к познанию мира, подвергать жестоким пыткам непокорных, объявлять ученых еретиками и сжигать на кострах. Современная наука достигла высочайших вершин. Сама жизнь ежедневно, ежечасно подтверждает истинность ее выводов. Без науки невозможно было бы развитие промышленности, сельского хозяйства. Сейчас никто, кроме самых отсталых людей, не осмелится отрицать силу знания, отвергать значение науки в жизни человеческого общества. Конкретные исследования, проводившиеся в разных районах нашей страны, показывают, что верующие люди в большинстве своем признают научные достижения, необходимость научного прогресса. Служители религии вынуждены считаться с наукой. Но как забыть о прошлом? Как вычеркнуть из истории столетия непримиримой борьбы церкви со знанием, с учеными, пытливо искавшими истину? Для защитников религии это оказалось делом несложным. Преследования мыслителей прошлого, жестокие пытки, кровавые расправы стали объясняться «недоразумением». Что же касается истинных взаимоотношений религии и науки, то на первый план был выдвинут тезис об их непротиворечивости. Но одно — слова, а другое — дела. Достаточно познакомиться с любым религиозным вероучением, чтобы без труда убедиться в его антинаучности. Обратимся к христианскому вероучению. Одной из основ его является Библия. С точки зрения науки совершенно несостоятельны и христианское представление о сотворении мира и человека, и заполняющие страницы «священного писания» рассказы о божественных чудесах, о необыкновенных пророчествах. Но христианство не отказывается от всего этого и по сей день. Правда, некоторые богословы и религиозные проповедники пытаются найти выход в утверждении, что библейские сказания представляют собой аллегории, которые нельзя понимать буквально. Но и это не спасает положения. Само признание существования бога-творца и управителя мира противоречит подлинно научному, материалистическому взгляду на мир. Наука изучает закономерности окружающего мира, исходя из того, что и природа, и общество, и человек развиваются по определенным законам, которые носят объективный характер. Религия фактически отрицает закономерности окружающего мира. Даже когда некоторые богословы признают существование законов развития природы и общества, они приписывают установление этих законов богу. Признавая существование «высшего существа», всесильного и всемогущего, они впадают в противоречие сами с собой. Бог, согласно религиозным представлениям, может вмешиваться в установленный порядок вещей, а значит, и в закономерный характер развития мира. Всевышний может якобы отменять и нарушать им же самим установленные законы. Но если это так, то чего стоит признание закономерностей развития природы и общества? Научные представления основаны на постоянном изучении окружающего мира. Познавая, люди все глубже проникают в тайны природы, раскрывают ее вековые загадки. Религия же принижает значение познания, более того, часто относится к нему враждебно, осуждает его. В библии, например, прямо говорится: «Кто умножает познание, тот умножает скорбь». Подобные высказывания можно найти и у современных богословов. В этом нет ничего удивительного. Принижая человека, его возможности, религия крайне отрицательно относится к стремлению познать «мудрость божью». Ведь тем самым люди «пытаются подняться до уровня господа». Потому-то богословие и делает все возможное, чтобы «поставить их на свое место». Потому-то религиозные проповедники и повторяют в наши дни новозаветное изречение: «Мудрость мира сего есть безумие перед богом». Знанию религия противопоставляет веру. «Блаженны не видевшие, но уверовавшие»,— провозглашает евангелие. И это закономерно, ибо религия основывается на слепой, бездоказательной вере. Человек должен верить, не задумываясь над смыслом религиозного вероучения. Он должен безоговорочно принимать все, что внушают ему проповедники. Защитникам религии в наши дни приходится нелегко. В век бурного развития науки, в век научно-технического прогресса не так-то просто отстаивать ветхозаветные взгляды. Священнослужители вынуждены отступать, стремясь сохранить главное и основное. Они используют любую возможность, чтобы принизить значение научного знания, научно-технического прогресса и одновременно там, где это можно, прибегнуть к помощи науки для доказательства истинности религии. О том, как это делается, можно судить по той же речи папы Пия XII, с которой мы начали разговор. Достаточно познакомиться с религиозным учением, чтобы убедиться в том, что религии чужда идея развития. Мир, якобы сотворенный богом, неизменен, не нуждается в совершенствовании, в развитии, ибо бог не мог сотворить несовершенного мира. Но наука свидетельствует о другом: о постоянном, непрерывном развитии вселенной. Это непреложный факт, который в наше время богословие уже не может отвергать. Где же выход? Пий XII вынужден был признать в своей речи, что вселенная находится в состоянии развития, но при этом сделал весьма примечательный вывод. Раз вселенная развивается, то она, естественно, стареет с каждым годом, идет к своей смерти. Значит, нельзя говорить о ее вечности, надо признать, что она когда-то была сотворена. Таким образом, вселенная сотворена богом (!). Нетрудно увидеть, сколь искусственны и надуманны подобные рассуждения. Для того чтобы принизить в глазах верующих значение науки, богословы спекулируют на нерешенных научных проблемах, убеждая верующих в том, что наука имеет границы, которые не в силах переступить, что она не может познать многие тайны природы. При этом защитники религии закрывают глаза на то, что человеческое познание беспредельно, что вся история человечества свидетельствует о постоянном углублении познания. То, что не познано сегодня, будет познано завтра. Многие богословы в наше время утверждают, что, чем больше овладевают знаниями люди, тем ниже падает их нравственность, ибо, проявляя заботу о чисто земных вещах, человек забывает о душе. Образуется пропасть между научно-техническим прогрессом и нравственным состоянием мира. Преодолеть эту пропасть можно лишь одним: обращением к религии. Ну а то, что научно-технический прогресс изменяет наши представления именно о христианской нравственности, а не влияет на падение нравственности вообще, богословы предпочитают не замечать. Умалчивают они и о том, что иной раз выдают за падение нравов совсем другое — безразличие к религии, отход от нее. Закрывают они глаза и на то, что пагубное воздействие на нравственность оказывают условия жизни в капиталистическом обществе, которое так преданно защищала и защищает религия. Настойчивые попытки современных богословов доказать, что религия не только не противоречит научному знанию, но, напротив, находит в нем обоснование своих догм, оказываются безрезультатными. Ни папа Пий XII, ни его преемники, приложившие немало усилий к тому, чтобы найти в науке союзницу религии, так и не смогли привести сколько-нибудь весомых аргументов в подтверждение своей точки зрения. Не помогли и обращения к видным научным авторитетам нашего времени, находящимся под религиозным влиянием и предложившим свои услуги для обоснования утверждений теологов. Крупные ученые в тех или иных конкретных областях науки проявили полную беспомощность, когда потребовалось сделать мировоззренческие выводы, показать, будто научные достижения «открывают» людям бога. Да это и понятно: совместить несовместимое невозможно. Однако церковь не оставляет попыток «сдружить» религию с наукой. Это жизненно важно для нее. В эпоху необычайного научного взлета религии, сдающей под натиском знания одну позицию за другой, крайне необходимо сохранить свой авторитет в глазах верующих. А этого можно достичь, лишь представив «научные обоснования» ее истинности. Потому-то церковь не жалеет сил для того, чтобы заручиться поддержкой ученых, какой угодно аргументацией в защиту религиозной картины мира. Теологи изощряются в стремлении найти место науке в своих искусственных построениях. Но несостоятельность их доводов очевидна. Голословные утверждения вроде того, с которым некогда выступил Пий XII, не убеждают. А наука в своем непрестанном движении вперед, в своем непрерывном развитии делает все новые и новые открытия, которые все больше обнажают антинаучный характер религиозных представлений. Религия отступает под натиском знания, научных достижений XX столетия. |
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с |
©2005-2008 Просветитель | Карта Сайта Ссылки Контакты Гостевая книга |