Главная Вопрос - ответ Атеизм Статьи Библиотека

Вопрос - ответ

К списку вопросов

Если, по утверждению атеистов, святых не было, то как же могло возникнуть поклонение им?
Если заглянуть в православный церковный календарь, то можно увидеть, что почти каждый день в году посвящен тому или иному святому. А всего в христианской церкви насчитывается около 190 тысяч святых. Поэтому некоторые дни посвящены празднованию не одного, а нескольких, иногда даже сотен святых. Так, 4(17) января—день празднования 70 апостолов, 6(19) апреля—120 мучеников персидских, 29 ноября (12 декабря) — 370 различных мучеников.

Кто же такие христианские святые? В православном церковном календаре говорится: «Святая церковь в числе своих чад имеет великий облик свидетелей божьих, святых мужей и жен, которые в свое время подвизались на земле... Сей облик свидетелей так велик, что повествовать о них не достанет времени... Для прославления сих угодников божьих составлены нарочитые службы, и памяти их отмечаются в годовом круге церковных праздников».

По утверждению духовенства, святые — это те личности, которые явились образцом христианского смирения и терпения, неустанно боролись за христианскую веру, погибали за нее как мученики. К лику святых причислены, как говорят служители церкви, и некоторые сподвижники Иисуса Христа.

Но в действительности культ святых — явление не только христианское. Его корни уходят в далекое прошлое, к религиям древних народов. У первобытных народов, например, существовал культ предков, почитание умерших, которые якобы могут оказывать влияние на жизнь людей. Духам предков делались жертвоприношения, к ним обращались с просьбами о помощи, им приносили дары. Позднее у некоторых народов, в частности у древних греков и римлян, складывается культ героев, которые будто бы также могли оказывать покровительство людям. К героям при родовом строе причислялись старейшины родов или городов, законодатели и т. п. Многие из героев были вымышленными лицами. Так, спартанцы почитали легендарного законодателя своей страны Ликурга, жители города Аргоса — мифического основателя города — Аргоса и т. д.

Своих героев имели не только жители городов и селений, но и представители разных профессий — художники, горшечники, оружейники, повара. К героям относили и многих выдающихся мыслителей прошлого — философов, писателей, таких, как Гомер, Софокл, Пифагор, Платон и т. п.

Герои пользовались всеобщим почитанием. На их могилах строились храмы. В их честь устраивались праздники. По преданию, знаменитые греческие Олимпиады были учреждены в честь героя Пелокса. В представлении древних греков герои были своего рода полубогами.

До принятия христианской религии большое количество различных богов почиталось и на Руси. Они считались покровителями земледелия, рыболовства, охоты и т. д. Когда возникло христианство, на место культа предков, культа героев, на место множества старых языческих богов пришли христианские святые. Культ святых был нужен христианам. Как писал Ф. Энгельс, христианство «могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых...».

Однако, как ныне убедительно доказано учеными, рассказы о преследованиях христиан римскими властями в значительной мере преувеличены. Во всяком случае гонений на них в таких масштабах, как об этом пишут христианские авторы, никогда не было. Большинство же историй о мучениках — просто-напросто вымысел. Христианской церкви нужны были мученики, которые служили бы примером стойкости в вере, преданности религии для всех верующих, и она создавала их. Сочинялись трогательные жизнеописания праведников, которые пострадали за веру, пошли на смерть, но не изменили своим убеждениям. Мученики причислялись к лику святых. Им посвящались особые дни памяти в христианском месяцеслове.

Была и еще одна немаловажная забота у служителей христианской церкви — поиски нетленных останков божьих угодников, объявленных святыми. Ведь нужны были какие-то такие признаки «святости», которые отличали бы этих угодников от всех других людей. Одним из признаков «святости» было объявлено нетление останков. Если тела простых смертных подвержены разложению, то, по утверждению духовенства, тела святых сохраняются, не поддаваясь тлению. Церковники отыскивали более или менее сохранившиеся останки умерших и выдавали их за мощи святых.

Но и этого было недостаточно. Надо было еще сочинить жизнеописания святых. Целый штат христианских сочинителей трудился над этой житийной литературой. Правда, авторы житий святых старались не очень-то утруждать себя. Они действовали довольно просто: заимствовали жизнеописания богов из дохристианских религий, почти дословно пересказывая их, изменяя лишь имена персонажей этих повествований. Так греко-римский бог моря Посейдон превратился в христианстве в святого Николая Мирликийского, римская богиня любви Афродита — в христианскую святую Афродилию. И таких перевоплощений было множество.

Чрезвычайно пестрым оказался христианский пантеон святых. Церковь выделяет среди них мифических бесплотных существ — ангелов, обитающих якобы в раю и наделенных «божественной силой», так называемых пророков, лиц, по церковному учению наделенных даром предсказывать будущее. Большинство из этих пророков тоже вымышлено. Кроме того, к святым отнесены апостолы, ученики Христа, будто бы посланные им проповедовать евангелие. В пантеон попали святители, как именуют высших иерархов церкви, которые были канонизированы в силу своего положения на иерархической лестнице. Причислены к лику святых «преподобные» — лица, отказавшиеся от всех благ жизни, уходившие в монастыри и пустыни, практически бежавшие от общества и тем самым угодившие богу. В особый разряд выдвигает церковь так называемых «праведных», людей, которые не уходили в отшельничество, жили в миру, но непоколебимой верой заслужили «особое расположение господа». Естественно, церковники возвели в ранг святых и многих земных властителей, которые были преданными христианами, оказывали те или иные услуги церкви. Таким образом, среди святых наряду с вымышленными лицами немало и реальных, жизнеописания которых были соответствующим образом приукрашены христианскими сочинителями.

Впоследствии, когда возникла русская православная церковь, она, заимствовав многих святых из общехристианского пантеона, начала канонизацию и русских святых. Делалось это по готовым рецептам, благо, что опыт уже был немалый. Для того чтобы попасть в сонм «угодников божьих», нужно было одно — слыть ревностным приверженцем христианства. Остальное считалось малосущественным. Не случайно к святым былк причислены многие лица, жизнь которых была далеко не праведной с точки зрения христианских норм. Можно, например, назвать имя князя Феодора Смоленского, которое вошло в православный месяцеслов. Этот князь запятнал себя предательством во время татаро-монгольского нашествия, вместе с иноземными завоевателями принимал участие в опустошительных нападениях на Владимир и другие русские города. Другой святой, Варлаам Каретский, был убийцей. Жестоким обращением с крестьянами прославился епископ Иннокентий Иркутский. Но это не помешало церкви канонизировать его. Еще большую жестокость проявлял православный епископ Иоасаф Белгородский. Он повелевал наказывать плетьми тех, кто провинился в чем-либо перед властями. Для наблюдения за поведением подчиненных ему лиц он учредил в своей епархии должность «тайного фискала», чьи донесения служили основанием для наказания лиц, которые нарушали предписания церкви. И таких святых внесено в церковные святцы множество. Следует, однако, сказать, что порой к лику святых церковь причисляла и выдающихся деятелей прошлого. Так среди «угодников божьих» оказался русский полководец Александр Невский. Удивительного в том ничего нет. Церковники всегда пытались использовать для укрепления культа святых популярность выдающихся личностей. Именно этим и объясняется, что Александр Невский предстал в изображении церковных авторов примерным христианином, достойным возведения в ранг святого.

Но дело, в конце концов, не в том, кто именно возводился в ранг святого: личность реальная или вымышленная, достойная или недостойная почитания. Ведь под пером церковных сочинителей те, кто был причислен к лику святых, приобретали общие для всех святых черты, представая как ревнители христианства, готовые идти на любые лишения и жертвы во имя бога. Они служили эталоном религиозного рвения, непоколебимости в вере, служения господу, с которым верующие должны были соизмерять свою жизнь, свое поведение. Ведь перед каждым верующим была открыта возможность тоже удостоиться благоволения господа, приобщиться к сонму святых. Для этого нужно было только проявить такую же волю, посвятив жизнь богу, отрекшись от всех мирских соблазнов, от всего, что лежит за пределами религиозной веры.

Постоянно канонизируя новых святых, церковь как бы подчеркивала, что времена ревностной веры не миновали, что и ныне живущие могут проявить себя, как те, кто заслужил милость божью, а следовательно, попасть в число «угодников божьих».

Канонизация новых святых преследовала цель укрепить религиозную веру. Духовенство проповедовало, что святые — это посредники между богом и людьми и им следует молиться, прося помощи и заступничества.

Одновременно сочинялись фантастические истории о помощи святых простым смертным. Эти истории составляли содержание издававшихся большими тиражами «книг для народа».

В церковных наставлениях было подробно расписано, когда, какому святому следовало молиться в тех или иных случаях. Молиться и об обильном урожае, и о семейном благополучии, и об избавлении от недугов. Чтобы обеспечить хороший приплод скота, надо было молиться святому Власию. Чтобы получить хороший урожай льна — святой Алене. Были и Наталья-овсяница, и Федосья-гречишница, и Фалалет-огуречник, и другие покровители, на чью помощь надлежало возлагать надежды.

И при болезнях следовало искать помощь у святых. При головной боли—у Иоанна Предтечи, при зубной боли—у священномученика Антипы, при оспе—у мученика Конона, а при желудочных заболеваниях—у святого Артемия. Одним словом, без святых человек не мог и шагу сделать.

Примечательно, что культ святых способствовал укреплению веры у простых людей в их зависимость от власть имущих. Ведь пантеон святых состоял в основном из представителей правящих классов и церковных иерархов, чем подчеркивалось, что они пользовались особым благоволением господа. В православном церковном календаре в канун революции среди святых значились 3 царя, 46 князей и княгинь, 25 патриархов, 22 митрополита, 34 архиепископа, 39 епископов и т. д. Нужны ли к этому какие-нибудь пояснения?

Культ святых и поныне служит церкви как действенное средство влияния на верующих, связывая все их помыслы с «небесными покровителями». Церковь стремится укрепить его, пополнить пантеон святых. Только за последние годы русская православная церковь канонизировала видных церковных деятелей: основателя православной церковной миссии в Японии Николая, Германа Аляскинского, который считался родоначальником православия в Америке, и Иннокентия Московского. Продолжается процесс пополнения пантеона «божьих угодников» и в других христианских церквах, которые разделяют учение о святых как особо отмеченных богом лицах, на которых возложена роль ходатаев перед всевышним за простых смертных.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева.— 2-е изд., переработ.—М.: Политиздат, 1980.—440 с
 
©2005-2008 Просветитель Карта СайтаСсылки Контакты Гостевая книга

 

Hosted by uCoz